Найти тему
Великая Россия

Уникальный советский истребитель вертикального взлета и посадки Як-38.

Технологии поворотного сопла и конструкции двигателей, позволяющих советскому истребителю, совершив короткий разбег, взмывать в небо с полными баками и при полной ракетно-бомбовой загрузке... утекли на Запад в начале 1990-х годов.

Корабельные истребители Як-38
Корабельные истребители Як-38

Как выяснится позже, наработки по Як-38 лягут в основу американского многоцелевого истребителя пятого поколения F-35B Lightning II. Именно версия с литерой "B" подразумевает применения в качестве палубного истребителя по принципу короткий разбег-вертикальная посадка.

Команда ждет... скоро будет первое касание палубы авианосца HMS Queen Elizabeth "британским" истребителем F-35B.
Команда ждет... скоро будет первое касание палубы авианосца HMS Queen Elizabeth "британским" истребителем F-35B.

Эти возможности несколько недель к ряду тестировали англичане с борта своей гордости авианосца HMS Queen Elizabeth в гостях у своих "кузенов".

Кстати, в материале Испытания авианосца Queen Elizabeth в США показаны интересные моменты работы корабельного звена в составе F-35B Lightning II, а также уникальная полностью автоматизированная система вооружений самого корабля!
 F-35B Lightning II совершает маневр, а внизу виднеется авианосец. Это лишь один из уникальных кадров в материале про "Королеву".
F-35B Lightning II совершает маневр, а внизу виднеется авианосец. Это лишь один из уникальных кадров в материале про "Королеву".

Как и многие российские образцы вооружений, которые прошли обкатку Сирией, в том числе новейший авиационный комплекс пятого поколения Су-57 (включая боевое оружия), так и советский Як-38 было решено применить в Афганистане.

Что делал Су-57 в Сирии и откуда на нем появились «звезды».

В начале 1980-х специальный авиаотряд в составе четырех боевых машин (плюс пара штурмовиков Су-25) был доставлен транспортниками в воюющую страну. За время, проведенное в Афганистане, Як-38 успел совершить около 12 боевых вылетов, главным результатом которых стало осознание бесперспективности применения самолета в условиях жары и высокогорья. Тяга двигателей падала, техника отказывала, радиус действия боевой машины в этих условия не превышал 50 км!

Корабельное звено истребителей Як-38 на палубе ТАКР "Киев" во время похода. Советские авианесущие крейсера достаточно часто и далеко ходили, а Якам довелось полетать совместно с самолетами ВВС стран НАТО.
Корабельное звено истребителей Як-38 на палубе ТАКР "Киев" во время похода. Советские авианесущие крейсера достаточно часто и далеко ходили, а Якам довелось полетать совместно с самолетами ВВС стран НАТО.

Основными местами базирования Як-38 так и остались береговые аэродромы морской авиации и тяжелые авианесущие крейсеры советского флота.

В 1991 годы история Як-38 была завершена...

Немного грустно от того, что советские перспективные технологии "утекли" за бугор, но не все оказалось потеряно.

Продолжение развития российских самолетов вертикального взлета и посадки - истребитель Як-141. Видно поворотное сопло маршевого двигателя и "огненные глаза" пары подъемных.
Продолжение развития российских самолетов вертикального взлета и посадки - истребитель Як-141. Видно поворотное сопло маршевого двигателя и "огненные глаза" пары подъемных.

Как стало известно, в нашей стране еще существуют истребители, способные взлетать и садиться без многокилометрового разгона по ВПП...

В России вновь появились самолеты вертикального взлета.

Каким же он был, этот уникальный советский палубник?

Смотрите небольшой фильм, подписывайтесь на наш канал, обязательно комментируйте в INSTAGRAM и заглядывайте в "ТЕЛЕГУ"! Всё самое крутое ТОЛЬКО ТАМ!