Найти тему
Gasparyan

Бархатная Армения

Статья написана через две недели после избрания Никола Пашиняна Премьер-министром 8 мая 2018 года и описывает первые мысли о пройденном революционном пути в Армении

Sputnik/Asatur Yesayants
Sputnik/Asatur Yesayants

Поздней осенью погода в Праге очень переменчива, но утром 17 ноября 1989 года никто из пражан даже и не мог себе представить грядущие серьезные перемены, которые носили не только климатический характер. Символом тех революционных изменений, которые завязывались также неожиданно, как и любовь героев популярного в те годы фильма Дэвида Линча «Синий бархат», стала элегантная и мягкая ткань из шелка. И это было вполне логично, ведь в целом мирная и бескровная смена власти всегда удивляет своей неожиданной мягкостью, как и любимый всеми бархат.

С тех пор 17 ноября объявлено в Чехии и Словакии Днём борьбы за свободу и демократию, что полностью соответствует идее «нежного» движения, которая была идеологическая, а не экономическая или же социальная. Схожий посыл был и в большинстве стран постсоциалистического мира в период перестройки. Казалось, что молодое и амбициозное поколение, готовое свернуть горы и ворваться в демократический мир, создаст такую общественную систему, что мы больше никогда не вернемся к исходным показателям. Но история, как и всегда, играет свою композицию.

Весной 2016 года дочь и зять мэра второго по величине города Армении Гюмри Самвела Баласаняна, как известно из различных открытых источников, приобрели в Праге компанию, через которую планировали импортировать кондитерские изделия в восточную Европу. Как оказалось, прорубив путь в Прагу дети власть имущих дали дорогу «бархатным» ветрам, ведь именно из Гюмри 31 марта 2018 года стартовал марш на Ереван под название «Мой шаг», который и отверг сложившуюся в течение последних 18 лет систему в Армении.

Можно ли сравнить 1989 и 2018 года? Думается, что во многом нет. Та самая злополучная композиция, которую сыграла история за 29 лет, вернула людей к точке, намного ниже некогда исходной. Идея борьбы начала носить не идеологический характер как раньше, а социальный и экономический. Ведь, как в свое время изложил американский психолог Абрахам Маслоу, человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах, как питание, сон и иные физиологические потребности.

По итогам 2016 года доля проживающих за чертой бедности граждан Армении составила 29,4%. По данным статистического анализа, бедными в Армении считаются те, чье потребление из расчета на совершеннолетнего ниже общего верхнего порога бедности, очень бедными - лица, чье потребление из расчета на одного совершеннолетнего ниже нижнего порога бедности, а крайне бедными – люди, уровень потребления которых находится ниже продовольственного порога бедности. Верхний порог бедности в месячном разрезе в 2016 году в Армении составил 40 867 драмов или 85.1 долларов из расчета на одного совершеннолетнего, нижний порог бедности – 33 418 драмов или 69.5 долларов, а порог крайней бедности – 23 313 драмов или 48.5 долларов.[1]Таким образом, в 2016 году почти треть населения республики совершеннолетнего возраста проживала менее чем на 85 долларов в месяц. Об этом сообщает Национальная статистическая служба Армении. Согласно источнику, речь идет о 880 тысячах гражданах. В их числе количество крайне бедных составляло 295 тысяч человек, в том числе 54 тысячи нищих (менее 48.5 долларов в месяц на человека).[2]Стоит подчеркнуть, что все представленные выше данные являются официальными, то есть в свое время сформированы Национальной статистической службой Армении, которую обвиняли в фальсификациях многие экономисты и политические деятели, в том числе уже бывший премьер-министр Армении Карен Карапетян. Однако даже если исходить из этих данных, ситуация с бедностью носит катастрофический характер.

Не менее существенную проблему в стране занимала коррупция. По данным авторитетного Transparency International, в списке стран по Индексу восприятия коррупции Армения занимала 108 место. Система кланов, включающая Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Овика Абраамяна, Гагика Царукяна, Гагика Бегларяна, Сашика Саргсяна, Самвела Алексаняна, Рубена Айрапетяна, Мгера Седракяна, Манвела Григоряна и многих других представителей власти, монополизировала и политику, и экономику республики. За каждым отдельным лицом было закреплено место не только в Национальном собрании, Правительстве и иных структурах государственной власти, но и в экономике. Чего стоит только истории брата президента страны Сержа Саргсяна - Александра Саргсяна, более известного по прозвищу «Сашик 50%», которое закрепилось за ним в связи с особым желанием иметь долю в 50% в интересующей его сфере предпринимательской деятельности.

Более того, в последние годы серьезные обороты набирал незаконный вывод денежных средств из страны, о чем свидетельствовали данные многих авторитетных аналитиков, как Джозефа Спанджерса из организации «Глобальная финансовая честность», по которым в Армении преступный отток средств в год составлял порядка 17% от ВВП страны.

Монополизация и коррумпированность были присуще даже рынкам товаров первой необходимости. Чрезвычайно большие цены на товары первой необходимости во-многом были обусловлены тем, что коммунальные тарифы в Армении искусственно завышались в результате различных коррупционных схем и махинаций.[3]

Особую обеспокоенность вызывало реальное сокращение населения, которое в трехмиллионной Армении ежегодно составляло 3-4%, а с 1991-го года страну уже покинуло около миллиона ее граждан. К такому выводу пришел директор Ереванского центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян.

Внутренние социально-экономические проблемы страны, которая находится еще и в фактически военном положении с Азербайджаном, настолько остро стояли и продолжают стоять в Армении, что дух бархатной революции не сравним с идеями событий в Праге 1989 года. Если оценивать армянскую весну в целом, то ее отличительность примечательна. Можно ли говорить о ней, как об очередной цветной революции или же «майдане»? При всем уважении, ко всем мировым революционерам – события конца апреля-начала мая в Ереване были совершенно иные.

Во-первых, движение не имело никакой геополитической подоплеки. Армяне не выбирали между условным Западом и Россией. Требования революции касались только внутренних проблем Армении. Стоит отметить правильную позицию, выбранную лидерами движения, которые неоднократно заявляли об отсутствии внешнеполитических требований, которые постоянно организовывали встречи и с российскими, и с европейскими, и с американскими СМИ для разъяснения продвигаемых идей, которые имели политическую волю находится в контакте с посольствами всех мировых держав, которые удостоверяли все стороны о приверженности взятым внешнеполитическим обязательствам Республики Армении.

Во-вторых, площадь Республики в Ереване собрала людей самых различных социальных классов, потому что объединяющим звеном была борьба с разрушающейся коррумпированной социально-экономической реальностью и людьми, сконцентрировавшими де-юре всю полноту власти в своих руках, но потерявших де-факто контроль за ситуацией внутри страны.

В-третьих, со стороны официальной власти не были исполнены взятые обязательства в соответствии с негласными договоренностями между народом и властью. Ведь основой для проведения конституциональных изменений в 2015 году и перехода от президентской к парламентской системе управления было обещание президента Сержа Саргсяна, который перед проведение референдума говорил о том, что один человек не должен более двух раз находиться у руля государства. Однако к моменту назначения нового премьер-министра очевидным стало, что новая система строилась для подтвержденного законом продолжения власти одного человека.

В-четвертых, события в целом носили беспрецедентно мирный характер, и это, в первую очередь, объясняется умением протестующих проводить свои мероприятия полностью в соответствии с Конституцией Республики Армения и Законом Республики Армения о порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, а также серьезным расколом власти (в которой многие чиновники задумались о будущем собственного бизнеса) и нежеланием отдельных лиц во власти брать на себя ответственность за «кровь», особенно в канун 24 апреля, Дня Памяти жертв Геноцида армян.

В-пятых, лидер всенародных протестов Никол Пашинян и его команда обладали особой политической зрелостью, что подтверждается широким опытом парламентской деятельности, высокой степенью владения законодательством Республики Армения и Международным правом, стратегическим пониманием отношений в системах «власть-народ», «Армения-Диаспора», «Армения-мир».

В-шестых, весь процесс передачи исполнительной власти народно избранному Правительству прошел в рамках процедур, предусмотренных Конституцией Республики Армения и законодательством Республики Армения.

В-седьмых, особо выделилась благоприятная международная атмосфера, выраженная в невмешательстве как со стороны ближайшего партнера России (официальные заявления о поддержке со стороны представителя МИД РФ Марии Захаровой и пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, а также первое поздравление Никола Пашиняна с назначением со стороны Владимира Путина), так и со стороны Европы и Америки (единогласное принятие соглашения Армении и ЕС о рамочном и всеобъемлющем сотрудничестве, поздравление Никола Пашиняна с назначением со стороны президента США Дональда Трампа).

Таким образом, сделанный 31 марта первый шаг Никола Пашиняна в Гюмри в сторону Еревана, где и была сконцентрирована очевидно пошатнувшаяся за последние 18 лет власть правящей партии, положил начало месячного пути к совсем другой Армении. Все дни объявленного неповиновения, республика была полностью парализована - республиканские и городские дороги перекрыты, государственные учреждения окружены демонстрантами. При этом, массовые народные акции проходили на беспрецедентно высоком уровне по численности за всю историю третьей республики. Сложившаяся ситуация вынудила нового премьера и бывшего президента Сержа Саргисяна подать в отставку, а парламент принять решение проголосовать на выборах премьер-министра 8 мая 2018 года за народного лидера Никола Пашиняна.

Сегодня, когда кажется, что мы уже досматриваем фильм под названием «Бархатная Армения» и «happyend» уже наступил, реальность показаывает, что все еще впереди. На плечи Никола Пашиняна и его команды легла огромная ответственность за оказанное ему доверие сотен тысяч граждан страны и миллионов армян по всему свету, которые поверили в него и которым он пообещал сделать все для создания справедливой, правовой Армении, страны равных возможностей (выдержки из выступления Пашиняна в Парламенте и на площади Республики). Тяжелейшую работу выстраивания практически с нуля институтов общественной жизни придется проводить в условиях «оппозиционного большинства» в парламенте (как бы странно это не звучало). Ведь бывшая правящая Республиканская партия имеет возможность блокировать различного рода инициативы правительства в парламенте, при этом по-прежнему контролируя определенную бюрократию в регионах (губернаторы, мэры и так далее).

Исходя из этого, один из возможных выходов – это реализация следующего пункта, который изначально был озвучен входе революции – организация первых в истории Армении честных и прозрачных выборов.

Для этого требуется несколько достаточно сложнейших шагов:

· смена исполнительной ветки власти (министерства, ведомства, силовые, избирательные и контрольные структуры, полиция и т.п.);

· смена региональных властей;

· подготовка целостной программы реформы избирательной системы, включающей изменения в законодательстве и самом процессе проведения выборов;

· назначение и проведение выборов в Национальное собрание Республике Армения в рамках Конституции Республики Армения и законодательства Республики Армения.

При этом, параллельно с решением вопроса выборов Правительству Армении следует решить некоторые остро стоящие перед страной и обществом задачи, с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности общества:

· усиление внешней безопасности страны (особо стоит уделить внимание вопросам Карабаха и Нахичевани);

· обеспечение широкомасштабной борьбы с коррупцией;

· освобождение всех политзаключенных через все предусмотренные законом способы;

· создание возможности полного вовлечения Диаспоры в жизнь Армении;

· решение вопроса монополизации экономики;

· решение остро стоящих социально-экономических проблем.

Вместе с тем, важно отметить активные действия Никола Пашиняна за две недели на посту премьер-министра, который успел сформировать новое правительство (самое молодое за всю историю существования Республики Армения), уволить наиболее скандально известных чиновников и генералов, включая начальника полиции Армении и командующего внутренними войсками и сделать открытыми заседания правительства. Он также распорядился улучшить правила таможенного регулирования и принял участие в саммите ЕАЭС в Сочи. Более того, новым главой Службы национальной безопасности Армении уже объявлено о ближайшей широкомасштабной борьбе с коррупцией, а премьер-министром – о грядущей полной смене региональных властей.

Эти две недели выявили несколько отличительных черт новой власти в Армении, а именно:

· новый стиль власти: министры, пользующиеся общественным транспортом, премьер-министр, идущий пешком на работу, президент, гуляющий с внуками по центру Еревана – это определенно удивляет жителей не только Армении, но и всего постсоветского пространства;

· работа в режиме онлайн: премьер-министр и все правительство практически каждый день готовят онлайн отчеты о проделанной работе, а также ставшие уже популярными экскурсии, которые проводит Никол Пашинян по правительственным учреждениям и домам;

· активное привлечение Диаспоры: встречи и онлайн мосты премьер-министра и президента с ведущими представителями диаспоры;

· главный вопрос – борьба с коррупцией и выборы.

Очевидно, что мы прошли лишь небольшую часть долгого пути и новшества управления – это всего лишь первые цветы весны, которые радуют глаз. Но получится ли у Новой Армении выжить и на заложенных первых кирпичах построить Большой дом Армянства? Думается, что это очень сложно, но возможно. Во всяком случае каждому из нас важно сделать «свой шаг».

В уникальный для армянского народа 2018 год, когда мы празднуем 100-летие первой Республики Армения, 2800-летие основания Еревана и 4510-летие основания Армянского государства, у нас есть возможность из Армении, являющейся, по мнению любимого Осипа Мандельштама, книгой, по которой учились первые люди, создать книгу, по которой будут учиться современные и будущие поколения.

[1]http://arka.am/ru/news/society/uroven_bednosti_v_armenii_po_itogam_2016_goda_sostavil_29_4_grafik/

[2]https://regnum.ru/news/2353652.html

[3]https://eadaily.com/ru/news/2018/01/09/ekonomist-totalnaya-korrupciya-v-armenii-otpugivaet-investorov