Дедлайн — 1 июня 2019
Средневековый христианский образ — это не только знак, но и материальный объект, образ-объект (термин Жерома Баше). Он выступает как канал коммуникации с небесным прообразом и инструмент, через который в земном мире действует его сила (virtus).
Значительная часть публичных и индивидуальных практик, призванных обеспечить эффективность образа и актуализировать присутствие в нем прообраза (через исцеления, видения и другие чудеса), подразумевала физическое взаимодействие с изображением, обращение с ним как с телом святого. Плоскостные и трехмерные изображения Христа, Богоматери и святых носили во время процессий, облачали в роскошные одеяния, украшали дарами, подвешивали к ним ex-voto, открывали и закрывали занавесями; прикладывались к ним губами, прикасались пальцам, омывали, чтобы использовать потом воду, соскабливали с них краску или откалывали фрагменты, которые потом носили с собой как амулеты или выпивали, растворив в жидкости; образы воровали; шантажируя, бичевали и избивали, различным образом оскверняли или уничтожали.
Часть этих практик была призвана мобилизовать силу образа в своих целях, часть — обезвредить чужой образ. Одни практики вписывались в рамки очерченной церковью легитимности, другие воспринимались как святотатство.
Мы предлагаем проанализировать максимально широкий круг практик, связанных с материальностью образа и распространенных на Востоке и Западе христианского мира. Нас будут в первую очередь интересовать те практики, которые выходили за пределы богослужения и кодифицированного ритуала и балансировали на грани религиозного и политического, «дозволенного» и «недозволенного».
Основные направления исследований:
> Манипуляции с образами в контексте ритуала и частного благочестия: открытие / закрытие, одевание / раздевание и т.д.
> Мобильность образа: крестные ходы, искупительные процессии и т.д.
> Тактильное благочестие (прикосновения, поцелуи, объятия) и «магическая» эффективность (соскабливание, поедание, растворение сакральной материи);
> Кража образов: от «обычного» воровства до «спасения» святынь из недостойных рук;
> Чужие святыни на войне: осквернение, уничтожение, похищение, апроприация вражеских образов;
> Шантаж и наказание святых через их образы: практики «легитимные и «нелегитимные»;
> В последний путь: «утилизация» сакральных изображений.
Статьи, опубликованные в соответствии с правилами журнала, можно присылать на адрес voxmediiaevi@gmail.com