Найти тему

Адмиралы в запас не уходят

Беседу вели Рустам ГАЛЛЯМОВ и Елена ИВЕНИНА

Башкирия гордится своими земляками,адмиралами Военно-морского флота, выходцами из Башкортостана. Среди них – наш знаменитый земляк, контр-адмирал, заместитель командующего Черноморским флотом по воспитательной работе Александр Александрович Пенкин. Сегодня он в гостях в Морском Собрании РБ в Уфе.

– Александр Александрович, мы горячо и сердечно поздравляем вас с прошедшим днем Военно-морского флота России, наступающим 40-летием Черноморского флота, желаем крепкого здоровья и долголетия. Расскажите о ваших родителях, о том, как проходили ваши детские и юношеские годы.

– В нашей семье было трое детей, я был последним. Я родился в суровом январе 1942 года во время Великой Отечественной войны. Отца призвали на фронт в августе 1941 года. От него пришли три фронтовых письма, которые мать мне неоднократно перечитывала… Отец погиб в одном из тяжелых боев под Смоленском, и вся забота о нас легла на плечи нашей мамы – Антониды Федоровны.

Всегда буду помнить ласковые, мозолистые руки моей матери. Она умела косить, управлять лошадьми – работала бригадиром садоводческой бригады. В нашей деревне Ахлыстино, расположенной в Благовещенском районе Башкирии на живописных берегах реки Уфы, была только семилетняя школа. Поэтому в старшие классы приходилось ходить за двенадцать километров в соседнее село Надеждино. Мы, дети войны, с малых лет помогали родителям не только дома. Наравне с взрослыми пололи сорняки, заготавливали сено, работали на лошадях, участвовали в уборке урожая, в деятельности фермы и тракторной бригады.

После окончания средней школы я остался работать в тракторной бригаде родного колхоза, где вскоре был избран комсомольским секретарем. Потом меня перевели на работу в райком комсомола. Спустя два года я был призван на срочную армейскую службу. На призывном пункте меня определили на Черноморский флот. Ноябрьским утром на скором поезде Уфа–Симферополь мы, 46 земляков, поехали служить в Севастополь. Прибыв туда 25 ноября 1961 года, мы восхищались силуэтами огромных боевых кораблей, стоявших на рейде и на причале и были покорены величием увиденного. Делая первые робкие шаги в службе, я не думал, что с Черноморским флотом у меня будут связаны целых 23 года. В Севастополе нас, молодых матросов, направили в Николаев, в Центр переучивания летного состава авиации ВМФ – точнее, в школу младших авиационных специалистов. За 7 месяцев учебы мы получили специальность механика радиолокационных станций. В дальнейшем по распределению меня ждала срочная служба на Балтийском флоте, на одном из аэродромов по специальности обслуживания РЛС, станции автопилота ракеты К-1 и К-10. Этими ракетами вооружались ТУ-16 – одни из лучших боевых реактивных самолетов того времени. Но буквально за два дня до отъезда меня пригласили в политический отдел Центра авиации ВМФ. Здесь мне предложили остаться в Центре и быть инструктором политотдела по работе с комсомольцами и молодежью. Выбор пал на меня, возможно, потому, что у меня до армии уже был опыт комсомольской работы.

– Какое высшее военно-морское училище вы окончили?

– В 1963 году в Ленинграде в высшем морском училище им. М.В. Фрунзе открылся факультет подготовки политработников. В этот же год руководство Черноморского флота направило меня на учебу. Я не предполагал, что учеба будет такой трудной – особенно на первом и втором курсах. Довелось изучать высшую математику, теоретическую механику, физику. Но мы старались, прилагали все свои усилия и завершили учебу успешно.

– Как сложилась ваша военная карьера после окончания училища? – Судьба подарила мне годы комсомольской работы в Потийской военно-морской базе, в комсомольском отделе Политуправления Черноморского флота. Но, пожалуй, наибольшее моральное удовлетворение принесла мне служба в должностях заместителя командира по политчасти флагмана Черноморского флота первого советского ракетного крейсера «Грозный», а затем первенца советского авианосного кораблестроения тяжелого авианосного крейсера «Киев» Краснознаменного Северного флота. В 1979 году я окончил Военно-политическую Академию имени В.И. Ленина по специальности «военно-политическая работа в ВМФ».

Начальник политического отдела дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота, Атлантической эскадры надводных кораблей Северного флота, первый заместитель начальника Политуправления Северного флота и заместитель командующего Черноморским флотом по воспитательной работе – вот далеко не весь перечень должностей, пройденных за это время.

Признание моего труда командованием – досрочное присвоение мне воинских званий «капитан-лейтенант» и «капитан 3-го ранга» и награждение 3 орденами: Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах» II и III степени. – Расскажите о своих товарищах по службе и о командирах. – В памяти остались командиры 30-й дивизии: контр-адмиралы В. Еремин и В. Гришанов, капитан 1 ранга В. Шепелев; командир 7-го ОПЭСК Северного флота контр-адмирал Д. Воинов, сослуживцы по эскадре адмирал флота В. Масорин и бывший главком ВМФ России адмирал И. Хмельнов, и, конечно, командующие Черноморским флотом И. Касатонов, Э. Балтин и В. Кравченко. – Вы были заместителем командующего Черноморским флотом по воспитательной работе. Как же вам удалось в свое время сохранить Черноморский военный флот?

– Флот был сохранен, прежде всего, благодаря верности присяге – со стороны матросов, старшин, мичманов, офицерского состава, главнокомандующих 1992–1996 гг. На протяжении шести лет мы стучались в любые государственные двери России, чтобы там помогли решить вопрос статуса города Севастополя и судьбу Черноморского флота.

Среди тех, кто оказал нам эту помощь, назову депутатов – председателя Российского общенародного Союза С.Н. Бабу-рина, председателя Конгресса русских общин (ныне вице-премьера Правительства России) Д.О. Рогозина. Важную роль в судьбе Черноморского флота сыграли такие известные политики России, как Аман Гумирович Тулеев, Геннадий Андреевич Зюганов и Юрий Михайлович Лужков.

8 августа 1997 года был последним днем моей службы в ВМФ России. Позади 36 лет, отданных флоту. Пройден путь от матроса до контр-адмирала. Один поэт так сказал о нас, увольняемых в запас: Замелькали огни незнакомого порта, Убран флаг, выключается гирокомпас. «Стоп, машины», сегодня своим правым бортом Вы швартуетесь к стенке со званьем «Запас». Завтра радости будут иные, земные, Но сквозь них вспоминать нам о море тайком.

Вы меняете только свои позывные, Оставаясь всегда и везде моряком. – Вы уже 19 лет работаете с детьми в Московском городском детском морском Центре имени Петра Великого. Расскажите, как идет работа в качестве педагога?

– Правильно говорится: «Адмиралы в запас не уходят». В Центре я особо остро ощутил этот девиз. Вскоре после ухода в запас мне позвонил капитан 1 ранга Н. Мельник – бывший мой заместитель командира бригады по политчасти, куда входил родной мне «Киев». Капитан пригласил меня на беседу с директором Центра – контр-адмиралом Е. Скворцовым, бывшим нашим комбригом. Мир тесен! В Центре меня покорила хорошая моральная атмосфера коллектива. Среди педагогов – бывшие командиры боевых кораблей и соединений, адмиралы, старшие офицеры, опытные капитаны и механики. Ребята, которые занимаются в Центре, влюблены в море. Недаром им больше всего нравится плавательная практика, морские походы по длинным маршрутам. Участвуя в таких практических занятиях, курсанты готовят себя к службе в ВМФ России. Возможно, что в будущем у наших выпускников – еще более славный путь, чем у их наставников.

– Мы знаем, что вы очень любите поэзию, хорошие песни, кинофильмы. Кто ваш любимый поэт, певец, какой ваш любимый фильм? – Наравне с Сергеем Есениным, мой любимый поэт Николай Рубцов. Может, потому, что Н. Рубцов – выходец из деревни, близкий мне по взглядам и по духу. К тому же Николай Михайлович тоже служил во флоте. Также мне нравятся стихи поэтов – морских офицеров Н. Озерова, А. Лебедева и Б. Слуцкого. Из писателей мне нравятся М. Лемешев, Д. Балашов, П. Проскурин, С. Журавлев, Г. Калюжный. С удовольствием хожу на концерты заслуженного артиста СССР Иосифа Кобзона. Из фильмов мне нравится «Конвой PQ-17».

– Ваш надежный тыл – семья. Кто ваша супруга и кем она работала? – Мой «тыл» и впрямь крепок – в этом заслуга моей жены Валентины Владимировны. Вот уже 52 года, больше полувека, она рядом, делит со мной пополам все радости и трудности. С Валентиной я познакомился в далеком 1961 году. После окончания педагогического училища она работала учительницей в нашем колхозе. Вечерами, после работы, я с разрешения директора садился верхом на лучшего совхозного коня и мчался на свидание к Валентине. Незабываемое время! Сколько тревог, разлук и ожиданий выпало на долю Валентины Владимировны. На полгода и более наши корабли уходили в длительное плавание, и жена оставалась с детьми одна. Меня и сейчас удивляет, как она везде успевала – поддерживать уют в доме, воспитывать сына и дочь, работать в школе. Валентина Владимировна отдала 37 лет работе в начальных классах в Ленинграде, Поти, Севастополе, Донуз-лаве, Североморске.

– Что бы вы пожелали нынешней молодежи? – Искренне желаю молодежи республики любить нашу страну и научиться защищать священные рубежи нашего Отечества. Изучайте и бережно храните историю Родины, крепите ее силы и могущество. Не забывайте о военных подвигах ваших дедов и прадедов во время Великой Отечественной войны. Уважайте ветеранов всех родов войск, особенно трепетно относитесь к участникам ВОВ. Воспитывайте в себе нравственные качества: любовь к окружающим вас людям, честность, чистоту помыслов и человеческих взаимоотношений. Берегите мир на Земле как высшее благо!

– Спасибо за беседу. Спасибо за сохраненный Черноморский военный флот для нас, для России – с участием вас и офицерского состава. Такими людьми, как вы, гордится не только республика, но и вся наша страна.

#башкирия #армия #флот #адмирал