Найти тему

Так бы и съела тебя по кусочкам, джаз!

Алтынай Бурина

Душная южная ночь… Днем термометр показывал около тридцати градусов по Цельсию в тени. Я первый раз оказалась в «Фестивальном». Воображение нарисовало мне что-то элитарное, немножко в стиле Большого в Москве, и даже Гранд Опера в Париже. Милая девушка Алина, главная за журналистскую братию, выдала мне пропуск. И я прошла. Облюбовав себе место в буфете, прочла буклет и ознакомилась с программкой.

Я была заинтригована предстоящим выступлением Patti Austin, двухкратной обладательницей «Грэмми» и главной звездой сегодняшнего джазового вечера. «Patti Austin (гласил мой буклетик) представит с Игорем Бутманом и Московским джазовым оркестром программу, посвящённую 100-летию Эллы Фитцджеральд». Wow! Это было прямо в точку. Тут уж я не могу не упомянуть собственно о том событии, которое повлекло за собой мою любовь к джазу. Было это лет эдак десять-одинадцать назад. Для меня давно. Тогда, будучи студенткой ВГИКа, окрыленная постулатами моего мастера киносценариста А.Э. Бородянского (например, такими: «Алтынай, характер уже заложен в человеке, и в определенных обстоятельствах он проявляется…» или его знаменитое «Пишите все, чтобы вас поняли, да-да, и это тоже напишите»…) и порядком утомленная от бесконечных переписываний диалогов между моими выдуманными героями, я сидела в общаге. Одна.

Вдруг открывается дверь, и врывается режиссер-документалист со второго этажа. Бросает мне на кровать диск, говорит: «Послушай!» И исчезает. Я беру его подарок (наверное) и вставляю в комп. Начинает играть что-то такое томное. Женщина поет песню на английском своим невозможно грудным голосом. А голос похож на мед. Он тягуч, сладок, и не приторен. К ней присоединяется мужчина. В тот вечер у меня был запланирован кинопросмотр. Я на него не пошла. До ночи слушала диск. Так случилась моя встреча с Эллой Фитцжеральд и Луисом Армстронгом (Ella Fitzgerald & Louis Armstrong). И, прочитав о том, что событием вечера станут песни Эллы Фитцжеральд, естественно, я очень обрадовалась!

Не только коренные сочинцы, но и гости города (коих, мне кажется, было больше) подтягивались к началу концерта и просачивались в зал. «Фестивальный» меня разочаровал. Это был большой зал, полностью открытый с одной стороны на променад, на море. Акустика в нем была откровенно плохой, что и выяснилось в ходе концерта. Какие кондеры! Запасливые зрители обмахивались веерами, другие же программками. Хорошо, немного дул ветер с моря. А когда несравненная (несмотря на пожилой возраст) Patti Austin начинала тихо петь, и было это ближе к десяти, то мы одновременно слушали ее и какой-то тошнотворный соул с променада. Это о зале.

Гала-концерт открыли музыканты из Башкирии во главе с Олегом Касимовым. И для меня огромной неожиданностью стало свидание с земляками. Тот парень на фото в огромном «волке» – кураист Ильнур Хайруллин. Первая вещь называлась «Пьеса про курай». Необычная, с восточными вкраплениями и соло с кураем. Во время исполнения пьесы оркестр вдруг замер, и кураист в полной тишине исполнил самое узнаваемое место из песни С. Юлаева «Ай, Уралым, Уралым». Через несколько музыкальных тактов присоединился саксофон. К тому времени Ильнур Хайруллин перешел на узлау (горловое пение), и мелодию подхватил саксофонист. Далее кураист взял в руки кубыз, начал имитировать скачки, и вступили барабаны. Закончилась пьеса имитацией кураиста крика журавля… остановившихся на полном скаку вздыбленных лошадей… и был такой звук, который я даже не опишу… Вдали от привычных реалий, которые окружают на родной земле, оказывается, в какой-то момент ты перестаешь замечать эту тоску. Тоску по родине. Она просто идет рефреном. Перестаешь обращать внимания на некую меланхолию. Погружаешься в мелкие дела, которыми обязательно надо заниматься. И именно сегодня. Наверное, это и есть жизнь.

И как же чертовски было, нет, даже не приятно, а просто случилась эта встреча со своими, со своим народом. Через облик музыканта, родное имя, и, главное, через музыку. Она, эта музыка, обошла мозг и просто опустилась, легла на сердце. Для большинства зрителей эти звуки ничего не значили. Они их даже не выявили. Но как же много это значило для меня!

Концерт тем временем продолжался. Запомнились мне песни на английском, конечно же, о любви, вокалиста и пианиста Олега Аккуратова. Хочу сказать несколько слов и об Игоре Бутмане. В этот вечер он не только играл на саксофоне, но и исполнял роль конферансье. Больше всего я смеялась над шуткой о мэре. Анатолия Пахомова я лично узнаю по его неизменному синему костюму. И Бутман, который в этот вечер был в аналогичном костюме, сказал, что это презент от мэра. Он как-то упустил шанс преподнести ему фирменную майку фестиваля, а вот мэр – нет. Пришлось надеть. Импонировала манера музыканта держаться на сцене. И когда он моментами управлял своим оркестром, откладывая свой неизменный саксофон в сторонку, то полностью самовыражался в музыке. Это было как танец.

Отдельной главы бесспорно достойна джазовая певица Patti Austin. Она выступала с большим достоинством, что не мешало ей шутить весь вечер и рассказывать что-то забавное между номерами. И певица, даже во время исполнения песни (естественно все шло на английском), общалась с залом. В начале она шутила, что чувствует себя как Michael Jackson и Beyonce, а ближе к концу своего выступления рассказала нам про некоторые приемы, которые используются в джазовых песнях. И исполнила песню Эллы Фитцжеральд, где она имитирует разные инструменты, которые звучат в оркестре, а потом возвращается к первоначальному своему голосу. Все песни Patti Austin этого вечера были спеты когда-то Э. Фитцжеральд.

Во втором отделении (первое закончилось около половины одиннадцатого, и помните, мы выяснили, что для наших мозгов – это большая работа: восприятие джаза) выступила яркая басистка Nik West. По словам музыкального критика и журналиста Алекс Хендерсон: «Nik West – одна из лучших артисток XXI века. Это молодая басистка играет так, как играют большие мастера этого инструмента Маркус Миллер или Ларри Грэхем. И конечно, она весьма экспрессивный певец». К сожалению, я не дожила до второго отделения.

Дошла до машины. И поставила тот самый диск. Он до сих пор со мной. Временами шуршит, конечно, когда я вставляю его в магнитофон старенькой машины. Но как же он меня спасает в эти поистине жаркие дни в Сочи! Когда кругом кавказские джигиты-лихачи, которым ничуть не уступают в «крутизне» россияне, приехавшие «покуролесить на юга».

С моих динамиков льется неторопливый джаз. Еду по вечернему, суетливому, южному городу. В окно машины дует морской бриз. И когда Элла на пару с Армостронгом поет об осени и о Рице, успокоение нисходит на меня теплыми волнами. И я понимаю, что, в сущности, все очень эфемерно и призрачно. И знаем ли мы, где окажемся завтра на этой необъятной, но такой интересной планете под названием Земля? И стоит ли окружающий мир треволнений, которые мы порой испытываем, пусть и неосознанно… Может, лучше включить любимую музыку и дать ей себя унести? И насладиться. Моментом. Жизнью. Собой.

#музыка #искусство #джаз