Работы режиссёра анимационных фильмов Макото Синкай не вписываются в рамки традиционного анимэ и больше напоминают арт-хаус. За головокружительные пейзажи и краски неба поклонники называют его художником, который «лучше всех в Японии, а, может быть, и в мире, рисует облака» .
Картины Макото Синкай обладают чертами, отличающими его от других режиссёров жанра анимэ. Его герои наделены реальными характерами, а участниками диалогов могут быть не слова, а предметы. Шумящий на плите чайник, божья коровка но ладони, шум поезда — все это намёки, с помощью которых Синкай наполняет смыслом каждый кадр. Также, отличительной особенностью его работ становится удивительная графика: реалистичные городские пейзажи и бездонные небеса, в которых плывут фактурные облака и горят радужные звезды. При этом художник преподносит на фоне нарисованного пейзажа доступные и проникающие в душу истории.
Преодоление пространства — мотив, которому режиссёр верен в каждой работе. Его герои стремятся сократить дистанцию между собой и желаниями. Это может быть расстояние во времени, как в картине «Твоё имя» или разница в возрасте, как в драме «Сад изящных слов» .
Мировая слава к режиссеру пришла после выхода полнометражной мелодрамы «5 сантиметров в секунду» (5 Centimeters per Second, 2007).
«Я хотел показать, что 5 сантиметров в секунду — это и реальность, и философский момент. С этой скоростью облетает сакура и плетётся в снегопаде поезд. Также, это скорость, с которой сокращается расстояние до любимой в сердце героя», — уточняет Макото Синкай. Фильм рассказывает о жизни двух влюблённых подростков, которых разделяют города. Их связывают лишь трогательные письма и поцелуй под сакурой. Но повзрослевший главный герой всё ещё живёт мечтой о встрече с девушкой из юности. Финал непредсказуем, как и в тобой картине Синкай. Рисовка природы и города в фильме очень детальная‚ художнику удалось передать объём с помощью 3D технологий‚ и поэтому по эту сторону экрана мы словно находимся рядом с героями: идём с ними по сугробам, вместе любуемся сакурой и провожаем утренний поезд.
Несмотря но то, что Макото Синкай живёт и работает в Японии, его фильмы любимы во многих странах мира. Он очаровывает зрителей тем, что в его персонажах многие узнают самих себя.
«В анимации есть особенность: в фильме нет живых актёров и их
характеров извне. Нарисованный герой это оболочка, которую зритель наполняет своими эмоциями», — говорит Макото Синкай о своих персонажах. Наверное, поэтому каждый из нас, провожая героя на перроне, оставляет часть своей души в уезжающем вдаль поезде в надежде, что он вновь вернется.
Текст: Ирина Олефир
Специально для журнала KiMONO №02