Можно очень долго спорить о том, нужна ли вообще по окончанию ВУЗа такая итоговая оценка знаний, как диплом. Я, безусловно, считаю, что она критически устарела в тот момент, когда появился интернет и агентства, где за определённую сумму денег тебе с радостью напишут дипломную работу. Но я хочу рассказать не о том, как купить диплом, а о том с какими проблемами я столкнулась из-за того, что решила сделать что-то новое, современное и актуальное в среднестатистическом Петербургском университете.
Я заканчивала Высшую Школу Печати и Медиатехнологий при Санкт-Петербургском Государственном Университете Промышленных Технологий и Дизайна по специальности журналистика. В начале четвёртого курса, когда нужно было выбрать тему Выпускной научной работы, я хотела написать что-то связанное с социальными сетями и SMM, но это грозило мне тем, что диплом уйдёт больше в рекламу, чем в журналистику. Поэтому мы с моим научным руководителем, к слову это был внештатный преподаватель – заведующий кафедры медиадизайна и информационных технологий в СПБГУ, выбрали тему «Медиатизация дискуссий в дискурсе современных социальных медиа».
Я понимаю, что не многие поняли, о чём был мой диплом, поэтому объясню. Говоря простыми словами, я изучала влияние СМИ на обсуждения (дискурсы) в социальных сетях, каким образом эти обсуждения могут менять количество просмотров материалов СМИ и как, участвуя в дискурсе, увеличить эти самые просмотры. Тема была очень не простая, но зато актуальная, новая, результаты исследования можно использовать в будущем, это никто никогда не изучал. Мне казалось, что если и тратить своё время, то на что-то неизученное и применимое в реальной жизни, а не переливать из пустого в порожнее то, что уже миллион раз писали или просто анализировать существующие программы и тексты, как делали многие.
Моё стремление к новизне, что по логике является одним из критериев диплома, встало мне боком. Существующий ГОСТ для Выпускной квалификационной работы гласит, что должно быть не менее 50 научных источников литературы. Многие уже от этого отошли, но один из наших нормаконтролёров заявила, что должно быть обязательно минимум 50. Откуда и зачем столько брать, если тема новая? А что делать тем, у кого диплом практический? Это никого не волнует. Приходилось вытягивать их из пальца, так как по моей теме написано крайне мало, в России – почти ничего, объективно, за время написания диплома мало кто бы осилил 50 русскоязычных научных книг, что уж говорить об англоязычных…
Ситуация с источниками была неприятной, но легко решаемой. Всегда можно закавычить любую свою фразу и указать ссылку на любую книгу, сверять всё равно никто не будет. Настоящей сложностью обернулась предзащита, когда до диплома было три недели, а мне комиссия заявила, что мой диплом абсолютно не связан с журналистикой. Почему они так сказали? Потому что в моей комиссии сидели преподаватели по истории журналистики, корпоративной журналистике, основам журналистики, зарубежной литературе, которым была понятна лишь половина из сказанных мною слов…
Мой научный руководитель присутствовать на предзащите не смог, а когда я пыталась доказать, что они просто не поняли, мне было сказано: «Не смейте говорить комиссии, что они что-то не понимают, рискуете не защититься! Вам нужно просто переделать диплом, он текс не соответствует специальности!». И это они определили за две минуты моего выступления даже не читая работу… До защиты оставалось три недели…