К началу войны СССР был лидером но производству плавающих танков: Т-38, Т-40 и Т-37А были выпущены в больших количествах. Правда, считать их соответствующими уровню даже 1942 года было бы преувеличением. По этой причине, многие из них были потеряны, а оставшиеся танки не смогли сыграть решающую роль при форсировании водных преград на завершающем этапе войны. С началом Холодной войны необходимость в подобных танках лишь увеличилась, посему в 1949 году специалистам ВНИИ-100 было поручено создать плавающую машину с 76-мм орудием.
Уже летом 1950-го года на испытания попал «Объект 740», который приняли на вооружение в следующем году под названием ПТ-76. 14,5-тонная машина обладала противопульным бронированием, толщина брони не превышала 15 мм в самых защищенных участках. При этом 240-сильный мотор В-6 позволял развивать ПТ-76 скорость в 44 км\ч по шоссе, и 10 – на плаву. Танк обладал низким показателем удельного давления на грунт, что позволяло двигаться по заболоченным местам. Основным вооружением машины стала нарезная пушка Д-56Т с широкой номенклатурой боеприпасов: наиболее совершенный БК-354М (кумулятивный) мог поразить до 100 миллиметров наклонной брони на расстоянии в 1 километр.
ПТ-76 применялись во время подавления Венгерского восстания (1956 год), а первым полномасштабным конфликтом с участием ПТ-76 стала Вьетнамская война, где силы северян получали обширную помощь из СССР. Среди прочего, там были и ПТ-76 и плавающий БТР-50, которые сыграли свою роль в нескольких крупных победах. Учитывая условия юго-восточной Азии, легкие и проходимые ПТ-76 стали более эффективными, чем более защищенные и вооруженные американские танки.
После Вьетнама, ПТ-76 применялся еще в ряде конфликтов под иностранным флагом. А последнее зафиксированное использование плавающей машины случилось в 1995 году, где в боях за Бамут принимал участие 59-й полк особого назначения с несколькими ПТ-76.
Экипаж машины состоит из трех человек: командир-наводчик, механик-водитель и заряжающий. И сегодня мы рассмотрим их рабочие места под броней ПТ-76.
Механик-водитель
Место первого члена экипажа расположено в передней части корпуса по центру. В верхнем лобовом листе расположен люк мехвода с тремя приборами наблюдения ТНП. При поднятом щитке волноотражателя наблюдение ведется через прибор ТНП-370. Для защиты от непогоды при открытом люке предназначен «капюшон» с подогревом и очистителем стекла. Для эвакуации, в полу слева от механика-водителя есть эвакуационный люк.
Под пятой водителя управление 240 силами 6-цилиндрового дизеля В-6. Кроме того, именно мехвод производит подготовку машины к плаванию: управляет водометами и поднимает волноотражающий щиток.
Командир-наводчик
Оператор 76-мм орудия располагается в башне слева от орудия. В крыше башни установлен люк с наблюдательным прибором командира ТПКУ-2 (поле зрения в 7,5 градусов и пятикратное увеличение) и перископическим ТНП. Под ним – визир прицела ТШК-66 с панорамой в 16 градусов и 4-кратным увеличением. Ниже находится рукоять вертикального наведения с кнопкой спуска основного орудия. Слева, у башенного погона – манипулятор поворота башни с кнопкой спуска спаренного пулемета.
На левой стенке корпуса закреплена радиостанция Р-123 (в отличие от модификации, могли устанавливаться как Р-123, так и 10РТ-26Е) и блок настройки антенны. Выше (на стенке башни) – переговорное устройство ТПУ А-1.
Заряжающий
В правой части башни находится место заряжающего. С командиром у них общий люк (на польской модификации – отдельный, с зенитным пулеметом). Наблюдательный прибор – единственный перископический МК-4. Справа от него расположена рукоять управления поворотной фарой, установленной на башне.
Ящики с патронами для спаренного пулемета СГМТ расположены у правой стенки корпуса в боевом отделении. Боекомплект к основному орудию состоит из 40 выстрелов (24 осколочно-фугасных, 4 бронебойно-трассирующих, 4 подкалиберных и 8 кумулятивных). Два выстрела крепятся хомутами к правому борту башни, 24 снаряда расположены у ног заряжающего – на полу боевого отделения. Еще 12 выстрелов располагаются за спиной заряжающего.
Самым легким является подкалиберный снаряд – чуть более 9 килограмм. Вес осколочно-фугасных снарядов превышает 16 килограмм. При этом нормативная скорострельность танка составляет 7 выстрелов в минуту.
Итоги
Вышеперечисленные характеристики применимы ко всем модификациям ПТ-76, коих было четыре. Все они касались орудия – изначально менялась форма дульного тормоза, а в «финальной» версии ПТ-76Б орудие получило двухполосный стабилизатор СТП-2П «Заря». Кроме того, в локальных модернизациях и после капитальных ремонтов, в танках могли заменять современными аналогами приборы наблюдения и радиооборудование.
Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был вам интересным и полезным. В таком случае, не забудьте подписаться на канал и поставить свой «палец вверх». Для обсуждения – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – материалы с «обзорными экскурсиями» иных советских машин:
-Внутри "наследника" ПТ-76 - БМП