Найти в Дзене
Издательство «Шестеренка»

ПТ-76: внутри легендарного танка

К началу войны СССР был лидером но производству плавающих танков: Т-38, Т-40 и Т-37А были выпущены в больших количествах. Правда, считать их соответствующими уровню даже 1942 года было бы преувеличением. По этой причине, многие из них были потеряны, а оставшиеся танки не смогли сыграть решающую роль при форсировании водных преград на завершающем этапе войны. С началом Холодной войны необходимость в подобных танках лишь увеличилась, посему в 1949 году специалистам ВНИИ-100 было поручено создать плавающую машину с 76-мм орудием. Уже летом 1950-го года на испытания попал «Объект 740», который приняли на вооружение в следующем году под названием ПТ-76. 14,5-тонная машина обладала противопульным бронированием, толщина брони не превышала 15 мм в самых защищенных участках. При этом 240-сильный мотор В-6 позволял развивать ПТ-76 скорость в 44 км\ч по шоссе, и 10 – на плаву. Танк обладал низким показателем удельного давления на грунт, что позволяло двигаться по заболоченным местам. Основным воо

К началу войны СССР был лидером но производству плавающих танков: Т-38, Т-40 и Т-37А были выпущены в больших количествах. Правда, считать их соответствующими уровню даже 1942 года было бы преувеличением. По этой причине, многие из них были потеряны, а оставшиеся танки не смогли сыграть решающую роль при форсировании водных преград на завершающем этапе войны. С началом Холодной войны необходимость в подобных танках лишь увеличилась, посему в 1949 году специалистам ВНИИ-100 было поручено создать плавающую машину с 76-мм орудием.

ПТ-76 сходит на берег с борта десантного корабля проекта 12321. Подобные суда могли перевозить до четырех единиц ПТ-76
ПТ-76 сходит на берег с борта десантного корабля проекта 12321. Подобные суда могли перевозить до четырех единиц ПТ-76

Уже летом 1950-го года на испытания попал «Объект 740», который приняли на вооружение в следующем году под названием ПТ-76. 14,5-тонная машина обладала противопульным бронированием, толщина брони не превышала 15 мм в самых защищенных участках. При этом 240-сильный мотор В-6 позволял развивать ПТ-76 скорость в 44 км\ч по шоссе, и 10 – на плаву. Танк обладал низким показателем удельного давления на грунт, что позволяло двигаться по заболоченным местам. Основным вооружением машины стала нарезная пушка Д-56Т с широкой номенклатурой боеприпасов: наиболее совершенный БК-354М (кумулятивный) мог поразить до 100 миллиметров наклонной брони на расстоянии в 1 километр.

Подбитый во время битвы у лагеря Бен-Хет ПТ-76Б, Вьетнам, 1968 год
Подбитый во время битвы у лагеря Бен-Хет ПТ-76Б, Вьетнам, 1968 год
ПТ-76Б на учениях Вьетнамской армии, наше время
ПТ-76Б на учениях Вьетнамской армии, наше время

ПТ-76 применялись во время подавления Венгерского восстания (1956 год), а первым полномасштабным конфликтом с участием ПТ-76 стала Вьетнамская война, где силы северян получали обширную помощь из СССР. Среди прочего, там были и ПТ-76 и плавающий БТР-50, которые сыграли свою роль в нескольких крупных победах. Учитывая условия юго-восточной Азии, легкие и проходимые ПТ-76 стали более эффективными, чем более защищенные и вооруженные американские танки.

Польский ПТ-76Б на учениях. У механика-водителя установлен прибор ТНП-370, который использовался для обзора при поднятом волноотражателе
Польский ПТ-76Б на учениях. У механика-водителя установлен прибор ТНП-370, который использовался для обзора при поднятом волноотражателе

После Вьетнама, ПТ-76 применялся еще в ряде конфликтов под иностранным флагом. А последнее зафиксированное использование плавающей машины случилось в 1995 году, где в боях за Бамут принимал участие 59-й полк особого назначения с несколькими ПТ-76.

Схема расположения узлов и агрегатов ПТ-76Б
Схема расположения узлов и агрегатов ПТ-76Б

Экипаж машины состоит из трех человек: командир-наводчик, механик-водитель и заряжающий. И сегодня мы рассмотрим их рабочие места под броней ПТ-76.

Механик-водитель

Вид на место механика-водителя. У правой стенки расположены аккумуляторы. Справа от приборного щитка находится гирополукомпас
Вид на место механика-водителя. У правой стенки расположены аккумуляторы. Справа от приборного щитка находится гирополукомпас

Место первого члена экипажа расположено в передней части корпуса по центру. В верхнем лобовом листе расположен люк мехвода с тремя приборами наблюдения ТНП. При поднятом щитке волноотражателя наблюдение ведется через прибор ТНП-370. Для защиты от непогоды при открытом люке предназначен «капюшон» с подогревом и очистителем стекла. Для эвакуации, в полу слева от механика-водителя есть эвакуационный люк.

Щиток приборов механика-водителя
Щиток приборов механика-водителя
Эвакуационный люк, расположенный в полу - слева от водителя
Эвакуационный люк, расположенный в полу - слева от водителя

Под пятой водителя управление 240 силами 6-цилиндрового дизеля В-6. Кроме того, именно мехвод производит подготовку машины к плаванию: управляет водометами и поднимает волноотражающий щиток.

Командир-наводчик

Вид на место наводчика-командира из открытого люка. Слева от казенной части орудия - прицел ТШК-66. На стенке башни можно рассмотреть электродвигатель поворота башни и рукоять горизонтального наведения. Под ней установлен азимутальный указатель. Серый блок над ним - ТПУ А-1
Вид на место наводчика-командира из открытого люка. Слева от казенной части орудия - прицел ТШК-66. На стенке башни можно рассмотреть электродвигатель поворота башни и рукоять горизонтального наведения. Под ней установлен азимутальный указатель. Серый блок над ним - ТПУ А-1
Вид на рукоять поворота башни и азимутальный указатель
Вид на рукоять поворота башни и азимутальный указатель

Оператор 76-мм орудия располагается в башне слева от орудия. В крыше башни установлен люк с наблюдательным прибором командира ТПКУ-2 (поле зрения в 7,5 градусов и пятикратное увеличение) и перископическим ТНП. Под ним – визир прицела ТШК-66 с панорамой в 16 градусов и 4-кратным увеличением. Ниже находится рукоять вертикального наведения с кнопкой спуска основного орудия. Слева, у башенного погона – манипулятор поворота башни с кнопкой спуска спаренного пулемета.

Визир прицела ТШК-66, обеспечивавшем 4-кратное увеличение и угол зрения в 16 градусов
Визир прицела ТШК-66, обеспечивавшем 4-кратное увеличение и угол зрения в 16 градусов
Прицельная сетка 76-мм орудия
Прицельная сетка 76-мм орудия

На левой стенке корпуса закреплена радиостанция Р-123 (в отличие от модификации, могли устанавливаться как Р-123, так и 10РТ-26Е) и блок настройки антенны. Выше (на стенке башни) – переговорное устройство ТПУ А-1.

-13
Радиостанция Р-113 (верхний снимок) устанавливалась слева от места командира. При установке более старых образцов, к ним прилагался блок настройки антенны (нижнее фото)
Радиостанция Р-113 (верхний снимок) устанавливалась слева от места командира. При установке более старых образцов, к ним прилагался блок настройки антенны (нижнее фото)

Заряжающий

В правой части башни находится место заряжающего. С командиром у них общий люк (на польской модификации – отдельный, с зенитным пулеметом). Наблюдательный прибор – единственный перископический МК-4. Справа от него расположена рукоять управления поворотной фарой, установленной на башне.

Вид на сидение заряжающего из открытого люка. Отдельный люк заряжающего имелся лишь на польских модификациях ПТ-76
Вид на сидение заряжающего из открытого люка. Отдельный люк заряжающего имелся лишь на польских модификациях ПТ-76
Вид на место заряжающего со стороны командира. Видна часть спаренного пулемета СГМТ. За "спинкой" сидения заряжающего - рукоять стопора башни, слева от сидения - пустые крепления боеукладки на 12 выстрелов.
Вид на место заряжающего со стороны командира. Видна часть спаренного пулемета СГМТ. За "спинкой" сидения заряжающего - рукоять стопора башни, слева от сидения - пустые крепления боеукладки на 12 выстрелов.

Ящики с патронами для спаренного пулемета СГМТ расположены у правой стенки корпуса в боевом отделении. Боекомплект к основному орудию состоит из 40 выстрелов (24 осколочно-фугасных, 4 бронебойно-трассирующих, 4 подкалиберных и 8 кумулятивных). Два выстрела крепятся хомутами к правому борту башни, 24 снаряда расположены у ног заряжающего – на полу боевого отделения. Еще 12 выстрелов располагаются за спиной заряжающего.

Стеллажи для укладки 24 снарядов на полу боевого отделения - за спиной мехвода
Стеллажи для укладки 24 снарядов на полу боевого отделения - за спиной мехвода
Заряжающий в процессе работы
Заряжающий в процессе работы

Самым легким является подкалиберный снаряд – чуть более 9 килограмм. Вес осколочно-фугасных снарядов превышает 16 килограмм. При этом нормативная скорострельность танка составляет 7 выстрелов в минуту.

Итоги

Вышеперечисленные характеристики применимы ко всем модификациям ПТ-76, коих было четыре. Все они касались орудия – изначально менялась форма дульного тормоза, а в «финальной» версии ПТ-76Б орудие получило двухполосный стабилизатор СТП-2П «Заря». Кроме того, в локальных модернизациях и после капитальных ремонтов, в танках могли заменять современными аналогами приборы наблюдения и радиооборудование.

ПТ-76Б в Краснодарском музее военной техники. Данная машина признана лучшим плавающим танком своего времени. А если учесть, что эта концепция канула в лету - возможно, просто лучшая.
ПТ-76Б в Краснодарском музее военной техники. Данная машина признана лучшим плавающим танком своего времени. А если учесть, что эта концепция канула в лету - возможно, просто лучшая.

Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был вам интересным и полезным. В таком случае, не забудьте подписаться на канал и поставить свой «палец вверх». Для обсуждения – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – материалы с «обзорными экскурсиями» иных советских машин:

-Внутри "наследника" ПТ-76 - БМП

-Рабочие места экипажа танка Т-72

-Под броней тяжелого танка ИС-2