А каково оно - лицо российского бизнеса? Да и лицо ли? Или всё-таки харя? Нам часто говорят, что Россия развивается с отставанием от западной Европы на 100 - 200 лет. Вот и сегодня в российских компаниях царят две управленческие волны. Обе они в основе своей представляют махровый ретроградный капитализм из начала XX века. Причина подобных экзерсисов лежит на поверхности - мы любим смотреть по сторонам и бездумно заимствовать у соседей все что ни попадя: модные экономические теории, управленческие приемчики, идеологию и прочее, и прочее. Отсюда растут ноги многочисленных перекосов в нашем обществе, в том числе и в бизнесе.
Наследие 90-х
Самый шоковый и криминальный период развития постсоветского общества ознаменовался не столько началом зарождения российского бизнеса, но и расцветом криминала. Карта российских компаний в этот период расширялась со скоростью света, при этом в бизнес приходили все кто ни попадя: спортсмены, обнищавшие академики, криминальные авторитеты, вчерашние партийные функционеры, челноки, реже учителя, рабочие и прочая туча народу. Львиная доля этих предпринимателей новой волны исчезала с этой карты также стремительно, как и появлялась. Многих просто отстреливали. Типичная атмосфера того времени: тотальное беззаконие, голод, холод и прочая атрибутика феодализма.
Сегодня у руля многих российских компаний стоят выжившие в ту пору мастодонты. С набором соответствующих ценностей и поведенческих паттернов. Мир вроде как уже изменился, а менталитет бандитского авторитета остался...
БМ головного мозга
Вторая волна российских предпринимателей. В своей массе это холеные, довольно неплохо образованные, тянущиеся к свету знаний сравнительно молодые люди в возрасте 16+.
Самая заветная мечта современных мальчишек и девчонок - бабки, баблосы, кеш, миллионы, миллиарды. Вчерашние школьники буквально бредят этой идеей. Стартапы, развитие собственного бизнеса, внешняя атрибутика успешности вроде дорогих тачек, выкупленных в ипотеку просторных квартир, частые заграничные поездки, нонконформизм и прочая хипстерская атрибутика.
И все бы, конечно, было хорошо, вот только воспитанное на трудах знаменитых капиталистов облико-морале не пускает в светлое гуманистическое будущее ибо ради достижения прибыли все средства хороши. Значит можно использовать людей по полной программе. Эдакие детки-геймеры, которым вручили в нетвердые детские ручонки настоящие экономические пистолетики и автоматики. И пошли детки воевать...
Философия жизни: мой бизнес прежде всего. Путь к успеху - да можно и нужно пробежаться по костям. Многие из них совершенно искренне не понимают: как это у сотрудников могут быть собственные цели или желания? Ведь есть мой бизнес, есть зарплата, которую я плачу этому работнику!
Именно эта категория придумала схему "выжать до упора" - это когда наемного работника загоняют в такие дикие переработки, при которых он выгорает начисто за 3, 6, 9, 12 месяцев. Затем выжатого «тунеядца» увольняют, а на его место загодя штатный или агентский HR подыскивает нового донора. Вполне естественно, что рассчитываться полностью за проделанную работу в Российских компаниях вроде как моветон. Да и зачем? Куда пойдет уволенный сотрудник, получающий черно-серую зарплату? По-научному это называется "Управление человеческими ресурсами".
Очередной осколок крепостного
Все эти «хари» - это гнусная повседневность каждого наемного сотрудника. Наш среднестатистический обыватель вынужден строить свою карьеру сообразно стандартам крепостного права 2.0 - каждый собственник представляется в роли феодала. К счастью, нам пока не требуется ждать Юрьев день - установленное феодальным правом время, когда можно написать заявление на увольнение и перейти на работу в другую компанию. Как говорится, ничего личного, просто бизнес такой!