Продолжает развиваться необычный вариант скоростного общественного транспорта – по специально проложенным бетонным рельсам автобусы могут двигаются со скоростью до 100 км/ч. В 2018 году была расширена транспортная система O-Bahn Busway в Аделаиде, Южная Австралия.
Как объединили автобус и поезд
Вначале попробуем разобраться с историей и терминологией – первые «рельсовые автобусы» появились в Германии в 70-х годах прошлого века, в Австралии в 80-х и в Великобритании в 90-х. Такая транспортная система получила название «шпурбус» (от немецкого Spurbus), а в англоязычных странах используют термин «guided bus». В Австралии с 1986 года функционирует транспортная система O-Bahn Busway, которая позволяет обычным автобусам двигаться по специально проложенным бетонным рельсам со скоростью до 100 км/ч, хотя недавно максимальная скорость была ограничена в целях безопасности до 85 км/ч.
В общем случае все еще не существует «идеального типа» общественного транспорта для всех. Метрополитен – отлично, но дорого и громоздко, поезда – хорошо и быстро, но опять же, не универсальный вариант, автобус – удобно, он может заехать почти куда угодно, но медленно, ведь транспортные пробки мешают соблюдению графика движения. Вот и попытались инженеры объединить преимущества различных видов общественного транспорта – так и появился рельсовый автобус с выделенной трассой, оборудованной бетонными рельсам и туннелями для скоростного движения без всяких помех.
Одно их главных преимуществ трасс такого типа – они требуют лишь минимального переоборудования обычных автобусов. Несложный механизм управляет рулевым колесом за счет небольших «дополнительных колесиков», горизонтально смонтированных возле передних обычных колес автобуса. Эти «управляющие колесики» при движении прижимаются к бетонным вертикальным направляющим трассы и позволяют транспортному средству точно следовать по специальной дороге. Водитель практически не участвует в рулевом управлении при движении по бетонным рельсам, но, естественно, берет на себя полный контроль при движении по обычным дорогам и улицам. И еще одно преимущество рельсового автобуса – нет необходимости строить специальные рельсовые депо, ведь этот же автобус спокойно обслуживается на стандартных станциях.
Как это работает в Кембридже и Аделаиде
Самой длинной в мире трассой для направляемых автобусов (guided bus) считается сервис «The Busway», работающий в Кембридже с 2011 года. Общая протяженность бетонных рельс составляет около 25 км, а автобусы двигаются со скоростью до 90 км/ч. Уже за первый год эксплуатации было совершено около 2,5 млн поездок. На фотографиях хорошо видно обилие зелени на этой трассе – специальная дренажная система позволяет траве расти между бетонными направляющими, а соседние пешеходные дорожки обрамлены зелеными насаждениями.
Услуга общественного скоростного рельсового автобуса достаточно популярна, ведь это удобно, быстро и безопасно. Конечно, даже несмотря на то, что работа водителя сильно упрощается автоматическим удержанием автобуса на трассе – дорожно-транспортные пришествия, редко, но случаются. За почти семь лет эксплуатации – четыре раза направляемые автобусы сошли с трассы из-за превышения скорости и ошибок водителей при смене участков дорог. «The Busway» планируют расширять, а в будущем – использовать и беспилотные автобусы.
O-Bahn Busway в Аделаиде, Южная Австралия был введен в эксплуатацию в 1986 году и с тех пор постоянно развивается. В конце 2017 года был построен дополнительный участок, включающий в себя 670-метровый туннель. Общая протяженность трассы с бетонными рельсами составляет 12 км, ежедневно обслуживается более 31 тыс. пассажиров. Транспортная система O-Bahn была разработана немецкой компанией Daimler-Benz для совместного использования автобусами и трамваями транспортных туннелей в немецком городе Ессен.
Трудно однозначно оценить эффективность такого необычного направляемого автобуса, двигающегося по специальным трассам с бетонными рельсами. Раз в Кембридже и Аделаиде продолжают развивать это направление – значить все хорошо с таким типом общественной услуги в этих конкретных городах. Почему этот вариант почти не развит в других странах – наверное, он все-таки не настолько универсален и во многих случаях существуют более эффективные решения. И в заключение – небольшой видеоролик 2018 года, иллюстрирующий реальную работу O-Bahn Busway.