Более 10 тысяч лет назад в Древнем Египте и Вавилоне стали обжигать керамическую плитку и использовать её для облицовки помещений. Уже в Средневековье это искусство распространилось по Центральной Азии, а позднее, получило широкое развитие и в странах Европы (Италия, Португалия, Англия и Голландия). Чаще всего изделия из цветной глины изготавливались в технике под названием майолика.
Изготовить подобную красоту было совсем непросто. Все глиняные изделия обливали специальной белой эмалью и затем расписывали непрозрачными яркими красками. Иногда продукцию, выполненную данным способом, называли обливной керамикой.
Создавать посуду с глазурованной поверхностью начали ещё в Древнем Египте (тогда даже кирпичи для украшения дворцов производили в подобной технике). Однако, с падением Египетского царства и этот вид искусства был утрачен на многие столетия. И лишь спустя несколько веков подобные изделия стали привозить из Азии. Они сразу притягивали взгляд, были яркими и красивыми с гладкой глянцевой поверхностью.
Хотя, впервые использовать керамику для облицовки своих жилищ стали некоторые из представителей трипольской культуры. Они вокруг домов разводили костры и обжигали глиняные постройки для того, чтобы придать им прочности. Подобным способом древние народы получали надёжный и прочный слой декоративного покрытия, который часто спасал дома от разрушения и возможного гниения.
Однако, настоящий расцвет майолика получила лишь в руках итальянских мастеров, и это произошло только в XI веке. А своё название этот новый вид керамики получил от испано-мавританского острова Мальорка, с которым в те времена вели торговлю предприимчивые генуэзцы.
Обратите внимание на яркую полихромную роспись, характерную для майолики. Часто она соседствовала с готическими или романскими надписями названий лекарств и настоев, которые хранились в подобных сосудах, поэтому их и стали называть фармацевтическими.
В разрисовке таких изделий нередко применяли и соединение различных орнаментальных узоров, мотивов: арабесок, путти — с изображениями прелестных маленьких мальчиков и множеством цветущих растений. Вот так выглядела посуда начала XVI века:
Весомое влияние на роспись подобных изделий оказали известные художники: Микеланджело, Рафаэль, Пармиджанино. Раскрашивать керамические фигурки, посуду или фрески, старались, используя знаменитые гравюры с картин талантливых живописцев. Благодаря творчеству Рафаэля, многие изделия были оформлены гротеском.
Среди изумительных произведений итальянской майолики встречались и оригинальные кувшины с красивым названием баратолло, и цилиндрические сосуды - альбарелло. А так как большинство узоров наносилось синим кобальтом, такие изделия эпохи Возрождения были выдержаны в определённой сине-зелёной гамме.
Изготовлением керамики занимались довольно сильные мужчины, обладающие твёрдой рукой и хорошим вкусом. Художественная роспись изделий проводилась по сырой глазури, которую наносили на поверхность обожжённого образца. Затем керамику помещали в специальные печи для обжига, где глазурь выплавлялась вместе с красками. И так как в глазурь добавляли окись олова, она подкрашивалась в яркий зелёный цвет — медью, а с помощью марганца получали и красивый фиолетовый оттенок.
Итальянскую майолику всегда можно было распознать по округлённой форме и яркости красок. Её основой считалась непрозрачная глазурь или специальная белая обмазка, которая покрывалась чуть прозрачной глазурью (такую технику покрытия называли полумайоликой).
Специалисты всегда легко могли узнать майолику в работах английских керамистов: Минтона, Веджвуда и Джонса. Их изделия довольно сильно отличались от продукции итальянских мастеров. Посмотрите сами на работу английского мастера, которая называется "Компот мальчика на раковине", приблизительная дата её создания, конец XIX века. Автор работы - Д. Джонс.
В наши дни, по-прежнему, производят удивительную посуду в технике майолика, посмотрите видео из итальянского магазина в городе Искья (канал "Ирина Дугинец" на Youtube):
Многие из вас, наверное, слышали и о азулежу(португальской майолике). Слово «азулежу»происходит от арабского «аззуляйж» – и переводится как полированный камешек.
Изделия из голубого китайского фарфора, привозимого в Португалию торговцами, становились всё популярнее, позднее в страну стали завозить и продукцию голландских мастеров. А в конце XVII века керамическая цветная плитка уступила место сине - белой гамме.
На Руси керамика, подобная майолики, появилась ещё в XI веке, а вот её расцвет пришелся лишь на XVIIвек, когда в Ярославле и Москве самобытные мастера стали создавать красивейшие керамические изделия.
Самым знаменитым образцом «русской майолики» является гжельская керамика. У наших мастеров техника изготовления керамических изделий была несколько иная. В России на белую эмаль наносили контур краской с тёмно-коричневым пигментом, которую получали на основе марганца. Затем сам контур внутри разукрашивали зелёными, жёлтыми, коричневыми и синими красками (причём в состав этих красок добавляли глазурь).
В начале XVIII века князь Меньшиков открыл в Стрельне целую фабрику, на которой уже отечественные мастера изготавливали свою плитку по образцу голландцев, и она была не хуже заграничной. Именно такими изразцами отделан знаменитый дворец князя в Санкт-Петербурге.
В те годы большой популярностью пользовались яркие изразцы, являющиеся украшением любого интерьера: храмов, церквей, особняков, каминов и печей. И в наши дни многие мастерские работают в подобной технике, посмотрите видео о ярославской майолике с канала "GalileoRU" на YouTube:
Сегодня красивые многоцветные керамические образцы переживают свое второе рождение. Сотни мастерских по всему миру изготавливают изделия, выполненные в технике майолика, которые до сих пор пользуются повышенным спросом.