Найти тему
singa

Слышали ли вы об инкунабулах?

Ещё до того, как появилось массовое книгопечатание и Гутенберг изобрёл свой знаменитый словолитный станок, разработав к нему специальную краску и набор оригинальных шрифтов, а также изобрёл и уникальный сплав для изготовления печатных литер, в Европе существовали инкунабулы – книги, появившиеся после рукописей и перед использованием штамповки.

Такие экземпляры издавались в Европе вплоть до января 1501 года, а вот тираж у них был совсем небольшой (от 100 до 300 экземпляров). Инкунабулы уже признаны ценными памятниками нашей истории и старины. В них мы не только черпаем знания о прошлом, они сами являются историей: это и чудное оформление текста, необычные рисунки, чернила, и шрифты, которые в полной мере отражают и культуру, и искусство тех времён.

одна из страниц инкунабулы
одна из страниц инкунабулы

В основном инкунабулы содержали как труды великих учёных, так и произведения римских авторов, к ним относились: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния, трактаты грека Птолемея, включающие даже карты тех времён. Были среди них и иллюстрированные энциклопедии, которые повышали образованность зажиточных людей и популяризировали естественные науки, различные открытия, исторические сражения. Считалось большой удачей иметь такую книгу в частной коллекции.

Слово инкунабула — произошло от латинского «incunabula», что означает — «колыбель», или «начало». Первое время они были немного похожи на рукописные книги. В них сохранялся готический шрифт, красочно выделялись заглавные буквы, имелось множество рисованных иллюстраций. Однако, в те далёкие времена у книг не было даже титульных листов, а все необходимые данные о печатнике, авторе и времени создания того или иного произведения, указывались лишь после основного текста (вперёд они переместились только в самом конце XV века).

Упоминание «инкунабул» появилось лишь в 1639 году, в памфлете некоего протестанта Бернарда фон Малинкродтома «О развитии и прогрессе искусства типографии». А сегодня практически любой желающий может взглянуть на редкие экземпляры, хранящиеся в государственной библиотеке в Баварии.

Мне, в некотором смысле повезло, я видела настоящие инкунабулы, когда была в Мюнхене. Большинство книг написаны на латинском языке, и удалось даже прочитать кое-какие латинские крылатые выражения. Однако, инкунабулы были не только на латинском, но и на английском, голландском, французском и греческом.

Типографическим способом была создана и знаменитая 42-строчная Библия Гутенберга. А в 1476 году и «Большие французские хроники», или «Хроники Сен-Дени», которые после появления сразу стали первой самой популярной печатной книгой во Франции.

иллюстрации из «Хроник Сен-Дени»
иллюстрации из «Хроник Сен-Дени»

Здесь изображён Дагоберт на строительной площадке Сен-Дени. Франция, Пуатье, XV век. Исполнитель: Robinet Testard. Такая инкунабула хранится в Париже, в Национальной библиотеке Франции.

В этих «Хрониках» была собрана вся многовековая история со времён древних троянцев (считавшихся прародителями французов), возникновения французской монархии, и увлекательных историй, связанных с Карлом VII, которые были написаны небезызвестным Жаном Шартье.

Однако, самой первой печатной книгой стала не инкунабула, европейцев сильно опередили талантливые китайские книгопечатники, которые ещё в IX веке создали «Алмазную Сутру»— самую древнюю печатную книгу.

она хранится в Британской Королевской библиотеке
она хранится в Британской Королевской библиотеке
11 мая 868 года по Юлианскому календарю мастер по фамилии Ван Цзе отпечатал книгу «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии», которую перевели на китайский язык с санскрита.

Над её созданием трудились несколько лет: мастер изготавливал из глины специальные типографские штампы с витиеватыми иероглифами, затем обжигал их в печи, часто переделывал, вновь обжигал, но ему всё же удалось довести начатое дело до завершения.

И только спустя 6 веков, мы смогли познакомиться уже и со знаменитой библией Иоганна Гутенберга.

Библия Иоганна Гутенберга
Библия Иоганна Гутенберга

В те далёкие годы выходят и такие великолепные произведения, как: итальянский сборник талантливого Франческо Петрарки с красивым названием «Канцоньере» (который напечатали в Венеции ещё в 1470 году). Появляются и сочинения французского поэта Франсуа Вийона, и сборник Джованни Боккаччо под названием «Декамерон», в который вошли его знаменитые новеллы-рассказы.

Отличным образцом инкунабулы является и «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя. Шедель в то время был городским врачом, очень увлекался историей и культурой, много путешествовал, знал несколько языков. У него имелась уже и неплохая библиотека, да, и человеком он слыл образованным, начитанным, любил редкие рукописные и печатные книги.

«Нюрнбергская хроника» содержала великолепные для тех времён иллюстрации, причём некоторые сохранившиеся экземпляры раскрашивались от руки. Изначально Гартман планировал собрать изображения и увлекательные исторические данные о многих немецких и чужеземных городах и знаменитых людях. Посмотрите на эти яркие иллюстрации.

Постройка Ковчега из «Хроники»
Постройка Ковчега из «Хроники»

В «Хронике» можно было найти не только многих талантливых полководцев и императоров, но и епископов и даже бунтарей, наказанных за разжигание бунтов. Это книга стала своего рода иллюстрированной энциклопедией. Да, и стоила она немало, в ней более 1800 ярких и чёрно-белых иллюстраций, есть даже гравюры, изготовленные в мастерской художника Михаэля Вольгемута.

столица Византии — Константинополь из «Хроники»
столица Византии — Константинополь из «Хроники»

Все подобные цветные гравюры в книге были раскрашены акварельными красками вручную. И сегодня любой желающий может познакомиться в Мюнхенской библиотеке с некоторыми из самых лучших образцов первопечатных книг в мировой культуре.

Процесс изготовления инкунабул весьма кропотливый, требующий определённого мастерства. Вначале печатали лист с текстом, а для разноцветных миниатюр и прочих орнаментальных элементов сохранялись пустые места. Их нередко заполняли настоящие художники-миниатюристы. И лишь в конце XV века в инкунабулах начали появляться гравированные инициалы и даже целые иллюстрации.

современный вариант медной гравюры
современный вариант медной гравюры

Вырезанные из дерева гравюры, через несколько десятков оттисков приходили в негодность, а в Италии даже изобрели медные гравюры, в каком-то смысле они и стали прародительницами глубокой печати.

Инкунабулы сохранены благодаря тем, кто много веков назад покупал такие редкие книги, изучал по ним историю, культуру, литературу (старинные летописи, трактаты). Многие зажиточные дворяне порой хвастались своими дорогостоящими приобретениями.

В России тоже можно было увидеть инкунабулы из библиотеки братьев Залуских, которые приобретали подобные издания на различных аукционах и у частных лиц. В те времена многие редкие и ценные книги были отмечены специальными звёздочками или такими словами, как:

liber rarus, perrarus, или rarissimus.

знаменитый станок Гутенберга
знаменитый станок Гутенберга

Позже, уже благодаря коллекции графа Петра Сухтелена, в России можно было увидеть очень редкие инкунабулы. Сам Пётр Корнилович приложил немало усилий для того, чтобы собрать свою уникальную коллекцию, а познакомиться с некоторыми из экземпляров этих старинных книг можно в Национальной библиотеке в Москве и в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

Так, в Санкт-Петербурге хранятся более 800 волюмов (редчайших сочинений, напечатанных ещё в XV столетии), каждое из которых является бесценным памятником нашей истории и культуры.

Думаю, что и в будущем такие инкунабулы будут пользоваться повышенным вниманием у посетителей мировых библиотек, так как являются самыми яркими и уникальными памятниками книгопечатания.

Подписывайтесь на мой канал, будет много всего интересного :-)