Из дневников Анатолия Черняева – заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
11 декабря 1986 г. День Политбюро, на котором я не был, болею. Закончил материал для беседы М.С. с Наджибом один на один. Потом - материал для его встречи с английским послом. Потом всякие записки ему с объяснениями, что я изменил в материале, подготовленном афганской комиссией. И постоянные звонки от Добрынина, от Воронцова, из приёмной, от Лукьянова и т.д.
Фалин: соображения по кадровой политике к Пленуму (М.С. дал такое «поручение» - ему лично написать, что каждый думает - без оглядки на что-либо). Так вот некоторые шлют ему прямо, а некоторые всё-таки через меня. Пишут и говорят такое, за что полтора года назад в 24 часа выгнали бы из партии...
Нечто подобное месяц назад по просьбе Яковлева, разочарованного тем, что подготовил к Пленуму (по кадрам) оргпартотдел, я собрал «мнения» по кадрам от Козлова! Вебера, Ермонского (консультантов Отдела). Те были ещё злее и откровеннее Фалина. Вообще вползаем в новый этап советской истории. Сегодня просмотрел много журналов последних месяцев, газет, «Литературку» и доклад Лаврова при создании театрального Союза!
И один штрих... Сегодня в «Правде» статья о 130-летии Плеханова. Ни слова об оппортунизме, ревизионизме... Трагедия большой личности. Вот как! Каково сталинистам-то, да всем тем, кто учился по «Краткому курсу» и пономарёвскому учебнику. Идёт революция. Но медленная всё-таки, ибо уволенные негодяи получают приличную пенсию и возможность «вонять». Революция же поступает с бывшими иначе. Но тогда бы она была не горбачёвская революция.
11 декабря 1991 года. Среда. Нудный день. Узнаю, что М.С. встречается с Ельциным. До того он дал полуторачасовое интервью В. Третьякову (НГ). Содержания беседы с Ельциным никто не знает. А вечером Грачёв (пресс-секретарь Горбачёва) сказал: «всё то же». Напросился ко мне посол Блех: больше часа объяснял ему, что происходит, не зная, что происходит. Ни вчера, ни сегодня М.С. меня не звал... Сегодня был не Политический консультативный совет, а сидели у него по очереди разные, в основном - Яковлев и Ревенко. Узнав, что он завтра будет выступать на Верховном Совете, я (с помощью Кувалдина) сочинил проект из 12 пунктов - антиконфронтационный, с готовностью вписаться в «реальность» после Беловежской пущи... и легитимизировать её «разрастание» за счёт других. Предложил назвать страну «Евразийское Содружество Независимых Государств». Не знаю, как будет воспринято. Скорее всего, как нелояльность: сейчас от тех, кто при нём в должности, он не терпит другого мнения, тем более - позиции.
Говорили с Грачёвым: надо М.С. сосредоточиться на том, чтобы достойно уйти. Всё у Ельцина теперь (плюс Кравчук и Шушкевич) направлено на то, чтобы его скинуть. И фактически Ельцин уже сделал это, лишив М.С. всех средств сопротивления. Вчера Ельцин взял под свой контроль всю правительственную связь, т.е. может просто отключить у М.С. телефоны, не пустит работников аппарата в Кремль или запрет на замок двери кабинетов. Каждый день цепляния за Кремль - а теперь это именно только так и выглядит - отдаляет день, когда история поставит Горбачёва на его место великого человека XX столетия.
И не надо ему искать «работу»... Он должен просто удалиться... И продолжить «традицию» всех великих и не очень - Де Голля, Черчилля, Тэтчер... Правда, мы не Франция, не Англия, но... пора создавать «эту модель» ухода. Не мельтешить, не противоречить всему тому, что он сам считал обязательным для всех порядочных и мужественных.
Я предложил ему воспользоваться идей Миттерана и настаивать на созыве «4-х ядерных», чтоб подтвердить - где у нас кнопка и соответственно статут. Вернул без пометок, а может быть Эдуарду Амвросиевичу что-то на этот счёт сказал перед поездкой того в Брюссель.
Козырев заявил, между прочим: «Горбачёв не прокажённый, работу ему найдём». Грачёв дал ему отлуп на брифинге.