Найти тему

Женский алкоголизм: кто тебе виноват?..

Подтолкнула меня к раздумьям очередная история женского алкоголизма. Проблема эта не просто назрела. Она лопнула, как огромный гнойник, и марает гадким своим составом всех, кто оказывается рядом. Не поможешь – вражиной будешь. Помогать попытаешься – то же самое. А совесть твоя будет глодать твою душу, за то, что отвернулся…

Хотя чем можно помочь зрелой взрослой бабе, которая на все смотрит сквозь стекло бутылки? Советом взять себя в руки? Слишком банально и пошло. В ответ на пьяные излияния про горе утешать затертыми фразами, как бы утирая ими обильные слезы, приправленные водкой? Еще пошлее.

Я предпочла третье. Меня можно обвинить в жестокости или отсутствии сострадания. Возможно, со стороны так и есть. Но на самом же деле я себя в этом упрекать не буду, даже если на душе кошки делают свое дело…

У Татьяны случилось несчастье: умер муж. Из ее жизни ушел тот, с кем она прожила долгие годы, медленно, но верно превращаясь из бытовой пьяницы в алкоголичку. Несмотря на свой диагноз, Татьяна продолжала выпивать с мужем. Несколько раз лечилась в наркологии. На работе ей прощали все, даже запои. На все ее «художества» закрывали глаза. В своем деле она была честным и опытным работником. Прогуляв несколько дней, она наверстывала работу, замаливая грехи, и выпившей никогда не появлялась. Разве только с похмелья или совсем чуть-чуть.

Потерять работу она не боялась, муж шабашил и прилично зарабатывал. А теперь его не стало. И на работе у Татьяны все пошло кувырком. Первое время после похорон еще терпели, проявляя сострадание горю. Но в конце концов есть трудовая дисциплина, а выходы в пьяном виде нигде не поощряются. Ей сделали «последнее китайское». Татьяна обиделась, наговорила начальству много чего непотребного и ушла.

Алкоголик в очень редких случаях признает себя таковым. И так же редко будет считать себя виноватым во всем, что происходит плохого в его жизни. Основная масса этой «прослойки» считает себя пупом земли и винит в своих несчастьях кого угодно, только не себя. Этакий непризнанный гений, которому все должны утирать сопли.

Пожалеешь, начнешь подскуливать и утешать – пиши пропало. Следующим этапом будет повинность давать на бутылку и выслушивать пьяный бред, вбирая в себя чужой негатив, тебе абсолютно ненужный. А кончится все весьма банально и печально.

Нас с Татьяной ничего не связывало, кроме непродолжительного времени работы в одном учреждении. Но через месяц после трагедии начались звонки. Первые – утешала, пыталась подбодрить. Моральная поддержка в горе личном всегда нужна как, пусть маленькая, но соломинка, чтобы не утонуть от душевной боли. Со временем боль отпустит, и придет осознание, что нужно жить дальше. Особенно когда есть для чего или кого.

Следующие звонки - уже пришлось выслушивать пьяный бред, который вызывал раздражение. Но вытерпела. Последний же разговор поставил, надеюсь, точку в нашем знакомстве. Громко и со вкусом я попросила Татьяну посмотреть на себя со стороны и прикинуть, кому нужны ее бесконечные пьяные выплески страданий. «Не надо меня лечить» - коронная фраза, ставшая этой точкой. Врач из меня никудышный, злой и бездушный, зато правдивый.

Я твердо убеждена, что алкоголизм – это серьезная и тяжелая болезнь. Но она не заразная и не неизбежная, а благоприобретенная. Безусловно, больных жалко. Но только до определенных пределов.

Начнем с того, что приводит к этой болезни самая простая распущенность. Ты все время жила в свое удовольствие: веселая компания, смех, шутки, хмель для раскрепощения. Никто тебя не неволил и не заставлял насильно пить вино. Ты пила сама и тебе ведь было так хорошо!

Все катилось само собой, в основном гладко и без проблем. А если проблемы и появлялись, все решалось на хмельную голову как под наркозом. Дети мешают жить весело и беззаботно? Побоку, не нужны. Учеба отбирает лучшие годы молодой бесшабашности и удовольствий? Туда же!

Катилась твоя бричка, катилась, да когда-то приходит конец всему. Легкость сменяется тяжестью, необходимостью что-то круто менять. А на пьяну головушку каково? Тут либо впрягайся, либо катись уж до конца в яму. И выбор только за тобой.

Так за что я обязана жалеть таких, как Татьяна? За то, что она жила в свое удовольствие всю свою жизнь? За то, что своими руками, вернее, глоткой, построила свое будущее?

Горю ее - сочувствую, мужа ее - жаль, хороший был мужик, трудящийся, с умелыми руками, да спился с такой женой. Но за все в жизни надо платить. За свой собственный алкоголизм в том числе. Платить самому, а не впрягать других.

Захочешь – выберешься. В этом тебе помогут, если сама сможешь поставить себе планку. Не захочешь – ничего не заслужишь, кроме презрения. Да еще унизительной жалости, той самой, которую ты выпрашиваешь.

А я лучше помогу той, кто, стискивая от боли и до боли зубы, карабкается вверх, не ноет и не скулит, пытается честно пересиливать и преодолевать жизненные трудности даже тогда, когда просто опускаются руки. При чем все это – на трезвую голову, даже не рассматривая попытку хоть раз «напиться и забыться». Помогу с удовольствием и любовью, потому что такие люди заслуживают уважения и преклонения, не говоря о сострадании и помощи. На них держится земля, им помогать не грех, а святое дело...