Найти тему
Минский Курьер

По ту сторону экрана

"Жестокий романс"
"Жестокий романс"

Известный кинооператор, народный артист России Вадим Алисов снял более 40 фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Над какими картинами он трудился в Беларуси, и чем ему приглянулся Минск

народный артист России Вадим Алисов
народный артист России Вадим Алисов

— Вадим Валентинович, вам не раз доводилось снимать в Беларуси. Какие воспоминания о нашей стране?

— В Минске работал над телевизионным сериалом о войне «Застава Жилина» (2008). Съемки проходили в Лошицкой усадьбе. Тогда она еще не была реконструирована, находилась в полном запустении. Внутри здания мы организовали штаб Красной армии. Местность мне очень понравилась — рядом сад, река. Неподалеку снимали разрушенный город — дома, которые шли под снос. Неред­ко просто ездили по Беларуси и выбирали подходящие для съемо­к места. Был на западе страны — в Гродно, Бресте. Даже привез оттуда старинные тиски. Заметил их во дворе у старушки и попросил продать, а она даром отдала.

— Чем они вам приглянулись?

— Люблю старину. Очистил их от ржавчины и на даче поставил. У меня там много старинной мебели. Использую ее по назначению.

— В Минске вы бывали в разные годы. Замечали, как меняется город?

— Сложно сказать. Площадь Независимости не изменилась. А вот на вывесках стало много иностранных букв. В молодости архитектуру послевоенного Минска воспринимал как архаику, имперский стиль, но сейчас вижу, что все построено со вкусом, с любовью.

— А в Москве где живете?

— На Кутузовском проспекте. Там так же, как и в Минске, послевоенные строения. Детство прошло в доме, который начали возводить еще до войны, но сдали в 1943-м. В него заселили сотрудников «Мосфильма». Моя мама (актриса Нина Алисова. — Прим. авт.) там работала. Так что с детства меня окружали киношники.

— Выбор профессии был предопределен с малых лет?

— Хотел быть геологом, но не вышло. Мама выходила замуж несколько раз. Папа погиб в 1942-м. Однажды судьба свела ее с кинооператором. Он и рассказал мне об операторском искусстве, настроил на эту работу. Так что еще в школьные годы учился делать фотографии, снимать на пленку. Позже мама с ним развелась, но мы остались дружны.

— Во ВГИК вы с первого раза не поступили…

— Да, завалил один экзамен. Зато потом 10 лет там учился на заочном отделении — не хватало времени на все, работал много. Дипломный фильм «Транс­сибирский экспресс», получивший Государственную премию, снимал в Казахстане.

— Что главное в операторской работе? Чему учите студентов?

— Оператор должен смотреть и снимать. Это главное. Поэтому сначала учу смотреть кино с профессиональной точки зрения и только потом снимать. Почти на каждом занятии показываем студентам лучшие работы отечественного и зарубежного кинематографа.

— Оператор всегда по ту сторону экрана. Вам не бывало обидно, что вся слава достается режиссеру и актерам?

— Зритель иногда не понимает, почему ему нравится кинокартина. Если она замечательно снята, то люди легко погружаются в пространство, жизнь, что зафиксированы на пленке. Сегодня, правда, изображение на цифре. Я как-то пытался со студентами найти склейки в фильмах Панфилова, но безуспешно. Вот это пластика, искусство монтажа! Зрители, как правило, не обращают на это внимания, не понимают, в чем дело. Когда замечаю рубленый монтаж в современных кинокартинах, коробит. На экране должна быть изобразительная линия. Зритель не должен вздрагивать из-за неожиданно появившейся картинки.

— Вам не нравится современное кино?

— Отчего же. Хороших картин хватает. Правда, в современных фильмах слишком много рассказывают о недостатках нашей жизни. Зрителя постоянно пытаются погрузить в жуткую действительность. Считаю, что в кино нужно сохранять оптимизм. Он вселяет надежду на светлое будущее.

— Работа над какими лентами доставила вам наибольшее удовольствие?

— Наше фамильное кино «Бесприданница». Мама играла в нем в 1936 году. Когда Эльдар Рязанов предложил мне поработать с этим материалом в фильме «Жестокий романс», я согласился. Островский — классика. Режиссер сделал из пьесы роман, действия которого растянулись на 2 года. Еще он добавил романсы, украсившие ленту. Рязанов прекрасно знал поэзию. Вот прочитает стихотворение лишь раз — и сразу же запомнит его наизусть. Фантастическая память! У него не было даже записной книжки — помнил все номера телефонов. Кроме того, умел найти выход из сложной ситуации.

— Сейчас над чем работаете?

— Уже 2 года не снимаю. Пришли молодые режиссеры, им хочется делать кино со своими сверстниками. У них один язык, одно ощущение жизни. Поэтому занимаюсь только преподаванием.

Оператор Алисов работал над такими известными фильмами, как «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова, «Ширли-мырли», «Зависть богов» Владимира Меньшова, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» Леонида Гайдая. Всего в творческой копилке более 40 картин.

Автор: Виктория СЕМЕНОВИЧ