Известный кинооператор, народный артист России Вадим Алисов снял более 40 фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Над какими картинами он трудился в Беларуси, и чем ему приглянулся Минск
— Вадим Валентинович, вам не раз доводилось снимать в Беларуси. Какие воспоминания о нашей стране?
— В Минске работал над телевизионным сериалом о войне «Застава Жилина» (2008). Съемки проходили в Лошицкой усадьбе. Тогда она еще не была реконструирована, находилась в полном запустении. Внутри здания мы организовали штаб Красной армии. Местность мне очень понравилась — рядом сад, река. Неподалеку снимали разрушенный город — дома, которые шли под снос. Нередко просто ездили по Беларуси и выбирали подходящие для съемок места. Был на западе страны — в Гродно, Бресте. Даже привез оттуда старинные тиски. Заметил их во дворе у старушки и попросил продать, а она даром отдала.
— Чем они вам приглянулись?
— Люблю старину. Очистил их от ржавчины и на даче поставил. У меня там много старинной мебели. Использую ее по назначению.
— В Минске вы бывали в разные годы. Замечали, как меняется город?
— Сложно сказать. Площадь Независимости не изменилась. А вот на вывесках стало много иностранных букв. В молодости архитектуру послевоенного Минска воспринимал как архаику, имперский стиль, но сейчас вижу, что все построено со вкусом, с любовью.
— А в Москве где живете?
— На Кутузовском проспекте. Там так же, как и в Минске, послевоенные строения. Детство прошло в доме, который начали возводить еще до войны, но сдали в 1943-м. В него заселили сотрудников «Мосфильма». Моя мама (актриса Нина Алисова. — Прим. авт.) там работала. Так что с детства меня окружали киношники.
— Выбор профессии был предопределен с малых лет?
— Хотел быть геологом, но не вышло. Мама выходила замуж несколько раз. Папа погиб в 1942-м. Однажды судьба свела ее с кинооператором. Он и рассказал мне об операторском искусстве, настроил на эту работу. Так что еще в школьные годы учился делать фотографии, снимать на пленку. Позже мама с ним развелась, но мы остались дружны.
— Во ВГИК вы с первого раза не поступили…
— Да, завалил один экзамен. Зато потом 10 лет там учился на заочном отделении — не хватало времени на все, работал много. Дипломный фильм «Транссибирский экспресс», получивший Государственную премию, снимал в Казахстане.
— Что главное в операторской работе? Чему учите студентов?
— Оператор должен смотреть и снимать. Это главное. Поэтому сначала учу смотреть кино с профессиональной точки зрения и только потом снимать. Почти на каждом занятии показываем студентам лучшие работы отечественного и зарубежного кинематографа.
— Оператор всегда по ту сторону экрана. Вам не бывало обидно, что вся слава достается режиссеру и актерам?
— Зритель иногда не понимает, почему ему нравится кинокартина. Если она замечательно снята, то люди легко погружаются в пространство, жизнь, что зафиксированы на пленке. Сегодня, правда, изображение на цифре. Я как-то пытался со студентами найти склейки в фильмах Панфилова, но безуспешно. Вот это пластика, искусство монтажа! Зрители, как правило, не обращают на это внимания, не понимают, в чем дело. Когда замечаю рубленый монтаж в современных кинокартинах, коробит. На экране должна быть изобразительная линия. Зритель не должен вздрагивать из-за неожиданно появившейся картинки.
— Вам не нравится современное кино?
— Отчего же. Хороших картин хватает. Правда, в современных фильмах слишком много рассказывают о недостатках нашей жизни. Зрителя постоянно пытаются погрузить в жуткую действительность. Считаю, что в кино нужно сохранять оптимизм. Он вселяет надежду на светлое будущее.
— Работа над какими лентами доставила вам наибольшее удовольствие?
— Наше фамильное кино «Бесприданница». Мама играла в нем в 1936 году. Когда Эльдар Рязанов предложил мне поработать с этим материалом в фильме «Жестокий романс», я согласился. Островский — классика. Режиссер сделал из пьесы роман, действия которого растянулись на 2 года. Еще он добавил романсы, украсившие ленту. Рязанов прекрасно знал поэзию. Вот прочитает стихотворение лишь раз — и сразу же запомнит его наизусть. Фантастическая память! У него не было даже записной книжки — помнил все номера телефонов. Кроме того, умел найти выход из сложной ситуации.
— Сейчас над чем работаете?
— Уже 2 года не снимаю. Пришли молодые режиссеры, им хочется делать кино со своими сверстниками. У них один язык, одно ощущение жизни. Поэтому занимаюсь только преподаванием.
Оператор Алисов работал над такими известными фильмами, как «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова, «Ширли-мырли», «Зависть богов» Владимира Меньшова, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» Леонида Гайдая. Всего в творческой копилке более 40 картин.
Автор: Виктория СЕМЕНОВИЧ