Найти тему
Private Person

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было

Некоторые постеры старых фильмов буквально завораживают. Люди смотрят на точеные лица классических актрис, и вздыхают: какая неземная, естественная красота! Ровная кожа, идеальные черты, ощущение гармонии в целом. «И ведь никакого Фотошопа тогда не было!» - добавляют многие, даже не догадываясь, насколько они не правы.

Фотографии начали ретушировать чуть ли не со времени изобретения фотоаппарата, и этот процесс занимал ох как много времени. Давайте всё посмотрим на примере классических голливудских актрис и представителей богемы. Хорошо, что сохранились их снимки до и после ретуши.

1931 год. Сравните эти промо-кадры классической голливудской актрисы Джоан Кроуфорд. Ретушер Джеймс Шарп убрал морщинки, точки и другие огрехи и разгладил кожу.
1931 год. Сравните эти промо-кадры классической голливудской актрисы Джоан Кроуфорд. Ретушер Джеймс Шарп убрал морщинки, точки и другие огрехи и разгладил кожу.

В 1841 году англичанин Уильям Тальбот представил миру калотипию – первый способ создать негатив, который можно размножить. Он использовал бумагу, пропитанную йодистым серебром. Уже спустя пять лет его знакомый сделал снимок пяти монахов. Четверо хорошо и красиво стояли, а вот пятый держался поодаль и пялился не пойми куда. Недолго думая, фотограф закрасил его чернилами. Так и появилась ретушь.

Кадр, демонстрирующий ретушера, из книги «Как ретушировать снимки для коммерческого использования», выпущенную в Америке в 40-х годах прошлого века.
Кадр, демонстрирующий ретушера, из книги «Как ретушировать снимки для коммерческого использования», выпущенную в Америке в 40-х годах прошлого века.

Очень скоро негативы стали корректировать многие немецкие фотографы. Клиентам это нравилось, особенно женщинам. Если верить сохранившимся рассказам фотографов, знатные дамы плохо слушались инструкций, капризничали, и снимки часто получались темными, с уймой лишних деталей. Ретушь помогала отсечь лишнее и прибавить нужное. В последней четверти XIX века примеру немецких коллег последовали американские фотографы и вскоре корректировка негатива стала чуть ли не обязательной.

Результаты работы с фото в XIX веке. Светской даме долго и тщательно исправляли шею и другие огрехи.
Результаты работы с фото в XIX веке. Светской даме долго и тщательно исправляли шею и другие огрехи.

Даже в газетах писали, что публика чрезмерно увлеклась ретушью и не стоит перебарщивать! Ничего не узнаете? Так же сегодня говорят о Photoshop и аналогичных программах. Дескать, графические редакторы сжили со свету натуральную красоту и теперь невозможно понять, видишь ли ты на снимке человека или его сильно улучшенную версию.

Лишь малая часть арсенала ретушера. Рисунок из книги «Как ретушировать снимки для коммерческого использования», выпущенную в Америке в 40-х годах прошлого века.
Лишь малая часть арсенала ретушера. Рисунок из книги «Как ретушировать снимки для коммерческого использования», выпущенную в Америке в 40-х годах прошлого века.

Ассортимент инструментов в распоряжении фотографов и ретушеров постепенно расширялся, и с начала XX века какого только оборудования у них не было!

Специальные столы и захваты, ножи, чтобы кадрировать изображение и жестко отсекать лишнее, карандаши, множество видов краски, распылители, увеличительные стекла, абсорбенты и даже особенная «жвачка», которую иногда использовали в качестве основы. Если фотограф ошибался, эту резинку можно было легко соскоблить.

-5

Когда расцвел Голливуд, работы ретушерам только прибавилось. Им и так приходилось трудиться над каждым заказом по нескольку часов, а к постерам новых фильмов и промо-снимкам актеров и актрис были еще более жесткие требования.

И даже великая Одри Хепберн не была идеальной. Ей правили прическу и довольно сильно выбеливали лицо до фирменной мраморности.

Для плаката знаменитого фильма «Завтрак у Тиффани» (1961) Одри поправили прическу, убрав непослушные волосы, забелили тени и морщинки и лицо в целом. Пометки на первом кадре указывают над чем особо внимательно поработал ретушер.
Для плаката знаменитого фильма «Завтрак у Тиффани» (1961) Одри поправили прическу, убрав непослушные волосы, забелили тени и морщинки и лицо в целом. Пометки на первом кадре указывают над чем особо внимательно поработал ретушер.

Кстати, уже 100 лет назад в пособиях по ретуши писали, что очень важно не переусердствовать: как только зритель замечает, что над фотографией кто-то поработал, и она сильно изменена, этот кадр можно считать браком. Совет как нельзя верен и сегодня. Не бойтесь корректировать фотографии, но не сотрите себя самого с них!

Киношники поставили перед ретушером задачу чуть смягчить образ Бетти Дэвис (которую многие считали надменной), не сильно вмешиваясь в фото. И он отлично справился!
Киношники поставили перед ретушером задачу чуть смягчить образ Бетти Дэвис (которую многие считали надменной), не сильно вмешиваясь в фото. И он отлично справился!