Некоторые постеры старых фильмов буквально завораживают. Люди смотрят на точеные лица классических актрис, и вздыхают: какая неземная, естественная красота! Ровная кожа, идеальные черты, ощущение гармонии в целом. «И ведь никакого Фотошопа тогда не было!» - добавляют многие, даже не догадываясь, насколько они не правы.
Фотографии начали ретушировать чуть ли не со времени изобретения фотоаппарата, и этот процесс занимал ох как много времени. Давайте всё посмотрим на примере классических голливудских актрис и представителей богемы. Хорошо, что сохранились их снимки до и после ретуши.
В 1841 году англичанин Уильям Тальбот представил миру калотипию – первый способ создать негатив, который можно размножить. Он использовал бумагу, пропитанную йодистым серебром. Уже спустя пять лет его знакомый сделал снимок пяти монахов. Четверо хорошо и красиво стояли, а вот пятый держался поодаль и пялился не пойми куда. Недолго думая, фотограф закрасил его чернилами. Так и появилась ретушь.
Очень скоро негативы стали корректировать многие немецкие фотографы. Клиентам это нравилось, особенно женщинам. Если верить сохранившимся рассказам фотографов, знатные дамы плохо слушались инструкций, капризничали, и снимки часто получались темными, с уймой лишних деталей. Ретушь помогала отсечь лишнее и прибавить нужное. В последней четверти XIX века примеру немецких коллег последовали американские фотографы и вскоре корректировка негатива стала чуть ли не обязательной.
Даже в газетах писали, что публика чрезмерно увлеклась ретушью и не стоит перебарщивать! Ничего не узнаете? Так же сегодня говорят о Photoshop и аналогичных программах. Дескать, графические редакторы сжили со свету натуральную красоту и теперь невозможно понять, видишь ли ты на снимке человека или его сильно улучшенную версию.
Ассортимент инструментов в распоряжении фотографов и ретушеров постепенно расширялся, и с начала XX века какого только оборудования у них не было!
Специальные столы и захваты, ножи, чтобы кадрировать изображение и жестко отсекать лишнее, карандаши, множество видов краски, распылители, увеличительные стекла, абсорбенты и даже особенная «жвачка», которую иногда использовали в качестве основы. Если фотограф ошибался, эту резинку можно было легко соскоблить.
Когда расцвел Голливуд, работы ретушерам только прибавилось. Им и так приходилось трудиться над каждым заказом по нескольку часов, а к постерам новых фильмов и промо-снимкам актеров и актрис были еще более жесткие требования.
И даже великая Одри Хепберн не была идеальной. Ей правили прическу и довольно сильно выбеливали лицо до фирменной мраморности.
Кстати, уже 100 лет назад в пособиях по ретуши писали, что очень важно не переусердствовать: как только зритель замечает, что над фотографией кто-то поработал, и она сильно изменена, этот кадр можно считать браком. Совет как нельзя верен и сегодня. Не бойтесь корректировать фотографии, но не сотрите себя самого с них!