В этот день (по новому стилю)в 1917 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) при Совете народных комиссаров (СНК) РСФСР. Пока вы не залезли под стол от страшных аббревиатур, спешку сообщить, что борьба с контрреволюцией уже закончилась, можете выдохнуть. Но шпионы пусть так под столом и сидят!
Первородный миф
— про саму «чрезвычайку». Правда в том, что ВЧК была упразднена еще в феврале 1922 года, поскольку со своими задачами справилась. Враги молодой Республики были так напуганы, что вновь созданное ГПУ (государственное политуправление) при НКВД продолжали считать чрезвычайно опасным и называть её сотрудников «чекистами». Впрочем, они правы до сих пор.
Второй миф
связан с задачами «разящего меча Революции». Это определение В.И. Ленина, который, кстати, и создал ЧК. Представьте: 1917 год, в стране идет гражданская война, интервенты лезут со всех сторон, повсюду разруха (мало кто работает, все воюют), голод и бандитизм.
Задачами ВЧК были: борьба с саботажем, бандитизмом и спекуляцией. Саботажниками были служащие правительственных учреждений, им нельзя было дать уйти на отдых в такое тяжелое время.
Бандиты громили продовольственные склады, убивали и грабили всех, кого поймают.
Спекулянты - очень важная, стратегическая категория вредителей. Это не те, кто перепродает мясо втридорога, а намного хуже. После грабительского для России Брестского мира РСФСР был обязан погасить перед Германией все ценные бумаги, которые она предъявит. Конечно, Советы старались ничего не платить: нечем. Но нашлись люди, которые поняли, что если акции советского предприятия продать германскому правительству через его подданных, можно отлично заработать, причем в твердой валюте! Началась масштабная торговля ценными бумагами российских предприятий. Проданные спекулянтами акции попадали в Германию, та предъявляла их Советам, мол, извольте оплатить. Вот с этим грабежом страны и боролась ВЧК.
Третий миф
о «кровавых палачах» и «массовых расстрелах»
Да, бандитов чекисты расстреливали на месте без суда и следствия: зачем время тянуть, когда с такими экземплярами все понятно без суда? Время было такое, не забывайте.
Мифотворцы врут про ЧК как «аппарат массовых репрессий». Согласно историческим документам, в феврале 1918-го в ВЧК состояло около 120 человек. К концу 1920 года по всей стране чекистовнасчитывалось порядка 4500. При таком количестве кадров можно эффективно ловить грабителей, но массово истреблять мирное население невозможно физически! Да, перегибы были, особенно на местах. Не буду прибегать к пословице про «лес и щепки, которые летят», просто напомню: страна боролась с бандитизмом на всей огромной территории. Здесь невинных жертв не избежать, увы. Есть замечательный сериал «Рожденная революцией» про работу ЧК. Там четверо бывших рабочих в кожанках едут на ликвидацию банды. Вот так и работали первые чекисты. Есть фильм «Шестой», где герой Сергея Никоненко с одним помощником борются с крупной бандой Вахромеевцев, которые зверствуют по деревням. Феликс Дзержинский отдавал себе отчет в том, что «карающий меч может упасть на головы невинных» (это его фраза). Он был честен. Сегодня нам говорят про «точечные» ракетные удары по боевикам в Сирии, и мы тоже верим, что ядерный боезаряд «Калибра» не причинил вреда мирным жителям. Для справки: радиус поражения таких ракет – около 6 километров.
Четвертый миф
о беспощадности ЧК
Невинно осужденные напрямую обращались к Дзержинскому или к Ленину. Такие просьбы изучались особо тщательно.
Например, в январе 1921-го Ильич получил письмо от прихожан церкви, которая находилась при Военно-медицинской Академии Петрограда. Церквушку хотели снести, но ярый атеист Ленин пишет местному Наркому:
«Т. Красиков! Удобно ли, даже при особых условиях, превращать церковь в клуб? Есть ли налицо какие-либо особые условия? Не лучше ли отменить и вернуть церковь?».
Понятно, что подобные «сослагательные» конструкции воспринимались как распоряжения. Про отпущенных невиновных говорить бессмысленно, примеров много.
Пятый миф
про массы политических заключенных
Антисоветские эмигрантские издания за рубежом, которым в таких вопросах врать неинтересно, в 1924 году опубликовали списки людей, подвергшихся преследованиям за политические убеждения. Согласно данным, в СССР тогда было около полутора тысяч «политических», из которых по тюрьмам находилось около 500 человек. Остальным было запрещено жить в Москве и Петрограде. Вот такие «репрессии».
Мифотворцы и «диванные эксперты» всегда говорят о «зверствах» ЧК, умалчивая о делах тех, которых карал «меч революции». Я тоже лучше промолчу: от тех деяний даже у меня волосы дыбом встают.
Напоследок приведу рассказ из серии «Будни чекиста». Назовем его
«Тайник у белки»
Шпионы были всегда. Но на рубеже «восьмидесятых», когда граждане СССР почувствовали «новые веяния», провокаторам стало намного легче работать. Да что там: страна по швам трещит!»
Об этом думал молодой лейтенант КГБ, который лежал в кустах с биноклем. Паренек был в засаде, выслеживая подозрительного иностранца из гостиницы «Интурист». Этот постоялец вел себя странно: каждое утро очень рано выходил на пробежку в местный парк. Странности начинались на поляне у таблички «по газонам не ходить!» За поляной находилось старое дерево с огромным дуплом. И вот в это самое дупло иностранец вот уже третий день подряд что-то подкладывал!
Подозреваемый в шпионаже ни разу не проверил, есть ли за ним хвост. В конторе решили, что это профи высокого класса, не иначе. Но кто должен забрать «посылку»? Нужна была слежка. Поэтому лейтенант лежал в кустах с биноклем, промокая в утренней росе…
Объект появился на рассвете. Потрусил по пустынному парку до заветной полянки, где замерзал юный чекист. Человек в тренировочном костюме снова проигнорировал запрет на хождение по газонам. Наглец! Наверняка знает язык. Враг, точно. Иностранец снова подбежал к старому дубу. Потоптался на месте. Сунул руку в карман. Та-а-ак… Что-то небольшое из заграничного кармана перекочевало в дупло. Контейнер! И как ловко он его забросил! Профессионал. Это десятый по счету сеанс связи. Когда же придет связной?!
Оперативники перешли на круглосуточную работу. Приказано было задерживать всякого, кто приблизится к дуплу. Но «всякий» все никак не появлялся. Зато были другие. Местная бабка, собирающая бутылки у дуба, приняла чекиста за конкурента и разбила ему об голову драгоценную тару, так в деле раненые появились до задержания, чего прежде не случалось.
С несколькими задержанными «работают» третьи сутки: результата нет. Чекисты ходят с кругами под глазами от недосыпа, а личность агента до сих пор до конца не установлена. Известно, что он бизнесмен, документы в порядке, но это мало что доказывает.
Операцию третий день курирует генерал «сверху», легендарная личность. Американца брать нет смысла: что предъявить? Но время идет, надо действовать. Шпион десять раз оставлял вложения, но их никто не забирает. Почуяли слежку? Значит, операция под угрозой.
Решено было вскрыть дупло. Американец как раз отправился на экскурсию. А в парк тем временем прибыла группа захвата.
... Нашему лейтенанту досталось место во второй линии оцепления, то есть даже при идеальном раскладе максимальная награда — благодарность.
К дубу с трех сторон одновременно приблизились парни в одинаковых серых костюмах. Один спецназовец нес лестницу, установил её под дуплом, занял позицию рядом.
На поляне появился генерал. Тот самый, который легенда. Главный чекист степенно приблизился к столетнему стволу, не спеша поднялся по лестнице. У лейтенанта от волнения сердце едва не выскакивало!
Генерал приблизился к дуплу. Заглянул внутрь. Замер.
... Нервы у лейтенанта были стальные. Но это он заметил подозрительного иностранца, он выдернул счастливый билет!
Время будто замедлилось. Генерал аккуратно спустился на землю. Дал группе отмашку и пошел к выходу. Лейтенант встретился с ним глазами. Понял: билет оказался пустышкой. Как так?
Американский гость бросал в дупло орехи для белочки!
Лейтенант дослужился до полковника. Всякое бывало, но всегда лучше перебдить, чем недобдить. Таков главный принцип в работе чекиста.
Использована информация с сайтов http://comstol.info, а также другие материалы из Интернета