Работать во время беременности, рожать в сарае или бане, колдовать во время родов? У русских женщин было все.
“Декретного отпуска” для крестьянки в русских деревнях не было вплоть до 1917 года. Во время беременности они продолжали работать. ” Она делает всю домашнюю работу в доме и в поле – копает и мотыгами, молотит, сажает или копает картошку, вплоть до самого рождения",-писала Ольга Семенова (Тян-Шанская), русский этнограф XIX века. - Некоторые женщины рожают, замешивая тесто. Одни рожают в поле, другие в тряской телеге (чувствуя приближение родов, Некоторые женщины спешат домой).”
Рождение травами и заклинаниями
Русские прошлого женились молодыми. В XVI-XVII веках брачный возраст для мальчиков составлял около 15 лет, для девочек – около 13. К 19 веку крестьяне вступали в брак в 18-20 лет.
Первым человеком, к которому обращались, когда у женщины начинались роды, был помощник по родам. Даже в традиционной России, до появления медицинской помощи, в каждой деревне было больше одной женщины, которая знала, как помочь при родах. Их называли повитухами.
Повитухи обычно были зрелыми женщинами с детьми,которые уже не могли рожать. И конечно, умела принимать роды. Это ремесло было наследственным в русских деревнях-большинство повитух учились у своих матерей. Повитухи, помогавшие детям войти в этот мир, считались чем-то вроде “добрых” ведьм. Они знали много древней языческой магии, таких как заклинания и травы, и использовали их в своей "практике".
Повитухи верили, что их "покровительницей" была Саломея, женщина, присутствовавшая при рождении Христа, – однако Евангелие об этом не упоминает, поэтому Саломея была "народной святой" на Руси. В начале родов повитухи обычно читали заклинание: "матушка Соломония, возьми Золотые ключи, открой кость рождения рабу Божию" и окропляли Роженицу водой из ручья или реки.
Висящий на балке
Русские женщины не рожали в своих домах. Изба считалась духовно чистым местом, а роды-это грязный процесс, который обычно происходил в сарае (если сезон был достаточно теплым) или бане. Традиционно русские женщины рожали стоя, держась за концы простыни, накинутой на потолочную балку. Ольга Семенова писала, что " иногда женщине приходится висеть на балке так долго, что у нее болят руки в течение двух недель после родов.”
Повитухи использовали некоторые устаревшие методы, чтобы помочь родить, - однако современная акушерка говорит, что эти методы рациональны.
Если роды продолжались более 24 часов, это считалось тревожным. В деревенской церкви был заказан молебен, и повитуха начинала применять более суровые методы, чтобы помочь ребенку выйти - массаж груди, купание женщины в горячей воде и т. д.
Наряду с церковной службой повитуха мог прибегнуть к какой – нибудь народной магии, приказав родственникам женщины открыть все замки и все двери в доме, открыть все, что было закрыто, развязать все шнурки на туфлях, ремешки, пояса, косы-и все подчинились. Это была строгая традиция полностью подчиняться приказам повитухи во время родов.
После родов
Когда родился ребенок, именно повитуха перерезала пуповину и впервые искупала младенца. Повитуха оставалась в доме матери в течение нескольких дней после рождения, помогая матери и ребенку. А повитуха умела" выпрямлять "малыша – формировать" соответствующее " тело и голову с помощью простых движений. Повитуха также излечала выпадение матки, которое часто бывает после родов.
Через несколько дней повитуху отослали - обычно это происходило после крещения младенца. Повитухе платили две буханки хлеба, носовой платок и 50 копеек (небольшая сумма, на которую можно было купить керосиновую лампу или жестяное ведро) были обычной платой за работу повитухи.
Только в 1757 году с помощью русского врача греческого происхождения Павлоса Кондоидиса (1710-1760) были открыты первые профессиональные акушерские школы сначала в Москве и Петербурге, а затем и во многих других городах России. К концу XIX века акушерка была официальной должностью в русских городах-и профессиональные акушерки формально подчинялись местному полицейскому управлению.