Найти тему
CORE

ВЛИЯНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня мы рассмотрим способности человека как факторов успешной трудовой деятельности.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Данная тема актуальна, так как в современном мире людям, которые заинтересованы в сохранении своего рабочего места, приходится заниматься развитием и совершенствованием своих способностей.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Способности проявляются не только в виде имеющихся у индивида знаний, умений и навыков, но и в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Способности формируются и развиваются в правильно организованной деятельности в течение всей жизни человека под воздействием воспитания и обучения. Основная для человека деятельность - трудовая. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Также известно, что формирование и развитие способностей должно иметь какое-то начало, точку отсчета.

Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе формирования способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков.

Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задатки сами по себе ни на что конкретно не направлены и не определены, они многозначны. Они получают свою определенность, только тогда, когда включены в структуру деятельности, в динамику способностей.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, художественные способности, а возможно - другие. Проблема в том, что из-за расхожих и упрощенных бытовых представлений, в человеческом мозге не существует определенной и точной локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического «материала» могут формироваться различные психологические способности. Это определенно направленностью личности и эффективностью деятельности. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют, тем самым, влияя друг на друга.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Итак, подчеркнем, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения, в том, как быстро и легко человек осваивает какую-либо деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется. Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Успешный человек - это человек, который ставит перед собой перспективные цели и умеет грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии. Если человек достигает поставленных целей с большим трудом, то его также можно считать успешным, но с определенными оговорками. Цена, заплаченная за такой успех, бывает порой слишком велика: тратится психическая энергия, расходуются силы и здоровье. Успех, достигнутый слишком большой ценой, не является полным. Успешные люди в глубоком понимании этого слова - это не баловни судьбы, которым все само плывет в руки, это люди, достигающие больших результатов с наименьшими затратам. Их преуспевание связано именно со способностью успевать во время, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию. Каждая ступенька, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения.

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

В отечественной психологии рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:

  • Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. От одаренности зависит только возможность такого успешного выполнения деятельности. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и владение соответствующими знаниями и навыками. Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес - это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может как способствовать развитию задатков, так и тормозить. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь из-за того, что им нравится это;
  • Следующий уровень в классификации способностей - талант. Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается чаще всего в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью подхода. Талант - это совокупность способностей, их определенное сочетание. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память - лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата скорей всего не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, сильной заинтересованности;
  • И, наконец, высшая ступень классификации - гениальность. Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в развитии культуры, в истории человечества. Гениальных людей очень мало. В обществе нет «гениальных должностей», то есть нельзя стать гением лишь благодаря своему социальному положению.
Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

У каждого человека свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её эффективность. Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям».

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели.

Кроме того, есть ряд факторов, тормозящих карьерное продвижение специалиста. К ним можно отнести:

- социальные, в число которых входят факторы социальной природы;

- группа психологических факторов, среди которых выделяются такие состояния, как нерешительность, опасения и иные формы страха, проблемы интеллекта, акцентуация характера неплодотворной ориентации, девиации поведения.

Так как, способность - это природное дарование, качество, позволяющее человеку добиваться поставленных целей, то многое в профессиональной деятельности, успешности карьерного роста зависит от самого человека, его желания, стремления.

Способности, могут существовать только в постоянном процессе развития.