Маленькому человечку, в силу его детского статуса, трудно обрести в этом мире себя как личность, взрослые видят в нём ребёнка, который, как они считают, должен всецело зависеть от них, жить по их законам, отвечать их желаниям, а между тем даже новорождённый ребёнок – это уже личность, которую нужно любить и уважать. Почему-то многие, да-да, большинство родителей считает, что воспитание невозможно без криков и шлепков, и это ещё мягко сказано. Для таких родителей было бы большим открытием, что воспитывать можно любовью и лаской. И не все шалости и проказы детей, если подумать и разобраться, – это повод для наказания, потому что дети вредничают не специально, их на это толкает любознательность, неуёмная энергия – ну разве за это можно наказывать?
Я не хочу сейчас травить душу случаями вопиющих издевательств над детьми, истязаний, которые попадают в поле зрения соответствующих служб, это не родители, это монстры, и их нужно изолировать от детей, но есть моменты, которые лучше бы не встречались в жизни, так как вызывают горькое чувство обиды за ребёнка. Меня буквально убила ситуация, когда мама шла с дочкой из садика, а та, радостная и возбуждённая, пыталась поделиться с ней какими-то впечатлениями, на что мама гаркнула: «Ты, что, в садике ещё не наговорилась!», – и пресекала все дальнейшие попытки дочки пообщаться с мамой, которую она не видела целый день. И таких примеров, когда родители пренебрегают радостями и печалями своих детей, считая их мелкими и не стоящими внимания, встречается, к сожалению, очень много. И особенно больно, когда мама, к которой дети тянутся как к лучику солнца, вдруг источает холод и равнодушие.
Мама вела из садика сынишку. И даже не вела, он бежал сзади. И всё пытался её догнать, звал: «Мама, мама!» А она шла себе, вперив взгляд в телефон… И становится горько: почему она, не видя и не ощущая целый день ребёнка, не чувствует в этом потребности? Почему она не понимает, что её счастье, её мир не в телефоне, а в этом мальчике, который не может её дозваться, и не может догнать, чтобы взять её за руку. Где ещё ребёнок найдёт любовь и понимание, если даже родная мама черства с ним?
С этими телефонами вообще беда. Мне часто приходится ездить в автобусах в город. Взрослому тяжело выдержать двухчасовую езду, а ребёнку и подавно. И нет чтобы воспользоваться этим временем и пообщаться со своим дорогим чадом, мамы уткнут нос в телефон – и всё, их не тронь. И лишь одна мама мне встретилась за всё время, которая всю дорогу разговаривала с сынишкой. Они говорили про лес за окном, и кто в нём живёт, вспомнили сказки, над чем-то тихонько смеялись. И так это было отрадно – встретить такую Маму, любовь которой и любовь к которой уже взрослый человек пронесёт через всю жизнь. И воспитанный на любви мужчина уже никогда не обидит ни женщину, ни ребёнка, потому что любовь впитал с молоком матери. И их, этих зомби-мам с телефонами, встретишь везде, они идут с детьми или катят коляски, но не с обожанием разглядывая дорогое личико, а буквально не отрывают взгляд от телефона. Бездушному куску пластика достаются все их улыбки и нежные взгляды.
А бывает, разговаривают две мамочки, а дитё плачет, и вместо того чтобы наклониться, поцеловать, успокоить: «Я рядом!», трясут и трясут коляску, а то и просто игнорируют плач. Ребёнку важно чувствовать рядом маму, только тогда он спокоен и счастлив. Всем людям нужно человеческое тепло, доброе отношение, внимание, а детям – особенно, если мы хотим воспитать полноценную личность, а не равнодушного эгоиста или невротика.
Но, конечно, самый большой стресс для дитя, когда мама впадает в ярость, кричит, визжит. Говорят, даже цветок вянет, если над ним заорать, а тут маленький человечек с ранимой душой, тонкой психикой. Детишки у таких мам становятся нервными, отстают в развитии, плохо соображают, ну зато мама выпустила пар… Проходить мимо этого дома, где страшно кричала мама, было тяжело, и однажды я не выдержала и зашла. Просто поговорила… Я не уверена, что достучалось до её сердца, но больше истерического крика не слышала.
И здесь я не удержалась, пришлось пристыдить и маму, которая тащила ребёнка в садик, буквально волоча его по земле, подбивала его рукой и злобно шипела. Как, скажите, можно так себя унижать в глазах ребёнка, так попрать светлое и святое имя мамы?
Здесь говорится в основном о мамах, потому что маме отводится огромная роль и в воспитании отцов. Покажет мама пример любви к ребёнку – и отец ему последует, а если мама будет кричать, унижать и бить своё дитя, то и папа переймёт её модель поведения. Конечно, это не относится к тем отцам, которые порой лучше матери, но их немного.
А вот эти наблюдения касаются воспитательных моментов, которые тоже вызывают гамму эмоций. Мама с ребёнком лет пяти-шести шли впереди. Тут мама достала шоколадку, развернула и дала ребёнку, а то, что произошло дальше, вызвало буквально шок – обёртку от шоколадки она… откинула в сторону. Я была настолько поражена, что просто остолбенела, потом хотелось возмутиться, схватить за руку, сказать: «Как ты можешь? Какой пример подаёшь ребёнку?» Но… не сделала.
А вот что касается этой темы, то здесь надо большую силу воли, чтобы прибегать к воспитанию, потому что больше действуешь по велению души, а не разума. Все мы знаем, что «Магнит» ведёт нечестную игру против покупателей с детьми, расставляя сети в виде «скрепышей», автоматов со стимерами, жвачками и прочими завлекалками. И одни родители позволяют им эти радости, а другие категорично говорят «нет», стоит только ребёнку направиться к автомату, мол, не хватало ещё тратить деньги на ерунду. Но дело в том, что это не ерунда. У детей есть потребность в маленьких вещах, и особенно в их коллекционировании, на этом маркетологи и играют.
И вот мы с внучком покупаем «скрепышей» в нашем «Магните», он, естественно, радуется, не отходя от кассы разрывает упаковки и достаёт их, потом бежит к автомату со стикерами. Я соответственно разделяю его радость… и тут натыкаюсь на укоризненный взгляд одного из влиятельных отцов нашего округа… Я поняла, что он хотел сказать этим взглядом. И я тоже считаю, что, идя на поводу торговцев, мы с детства растим потребителей, которые потом станут рабами супермаркетов, но что делать? Отказать в радости внуку не могу, тем более что все вокруг носятся со «скрепышами», обмениваются… Ребёнок ведь ещё не знает этой схемы выманивания денег у покупателей – как объяснить ему, что это плохо, если это так захватывает – попадёт ли ему наконец этот юбилейный «скрепыш»? И что интересно, дома уже гора этих «скрепышей», а юбилейный так и не попадается. Есть ли он в природе? Или это тоже маркетинговый ход? А вот, что грустно, рядом с этим отцом стоял сынишка, и его взгляд выражал совсем другое…