Толерантность - слово модное. Но настоящей толерантности учили в советской школе, где на уроках литературы изучали произведения поэтов разных национальностей. Сейчас имена этих поэтов знакомы, наверное, только старшему поколению, но памятники им есть в нашем городе. И о них я хочу рассказать в этой статье. Но сразу раскрывать их имена не буду, попробуйте сначала узнать их по произведениям и фактам из биографии.
В 1966 году одной из улиц Ленинграда присвоили имя государственного деятеля 12 века, грузинского поэта, автора эпического произведения "Витязь в тигровой шкуре". Через 50 лет, в декабре 2016 года, на этой улице появился памятник, который выполнил известный грузинский скульптор Зураб Церетели по проекту архитектора Вячеслава Бухаева.
Про Шота Руставели нет достоверной информации ни про происхождение, ни про фамилию, ни про дату рождения. Одни называют 1160 год, в других источниках указан 1172 год. А происхождение фамилии связывают с местностью, где был рожден Шота – селом Рустави.
Шота получил хорошее образование и был назначен казначеем Грузии по указанию царицы Тамары, в которую был влюблен. Но Тамара узнала о нежных чувствах поэта и впала в ярость. Руставели пришлось бежать в Иерусалим, где его приютили в монастыре Святого Креста. Шота в благодарность украсил стены монастыря фресками, среди которых был и его автопортрет. Исследователи склоняются к тому, что жизнь Руставели и закончилась в этом монастыре, чему подтверждение - могильная плита, установленная в храме.
"Витязь в тигровой шкуре" - это единственный литературный труд поэта, который сохранился до наших времен, но и то только в редактированном варианте. И на камнях рядом с памятником Руставели высечены цитаты из этого произведения.
Другой национальный поэт, которому тоже есть памятник в Петербурге, стал широко известен лишь к концу 1930-х годов. А первый перевод из "Искендер-наме" появился в журнале "Телескоп" только в 1831 году.
В преддверии второй мировой войны необходимо было поднять национально-патриотический дух народов страны. В числе других мероприятий, направленных на эту цель, были и широкое празднование 800-летия произведения классика средневековой грузинской литературы Шота Руставели „Витязь в тигровой шкуре», и 1000-летие армянского народного эпоса „Давид Сасунский». Встал вопрос о необходимости отметить во всесоюзном масштабе юбилей какого-нибудь азербайджанского писателя или деятеля. Искали, искали, соответствующей величины не нашли, поиски потерпели крах. Но Сталиным лично было дано указание найти подходящего азербайджанского деятеля, притом не менее древнего. Тогдашний первый секретарь ЦК КП Азербайджана Мирджафар Багиров, один из вернейших сатрапов Сталина, энергично взялся за дело. На этот раз поиски привели к Низами, 800 лет которого исполнялось в 1941 году… было за что хвататься — великий поэт одно время жил в Гяндже.
Симонян Р. Забытый подлог: Принадлежит ли Низами Гянджеви азербайджанской культуре?
Памятник Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (около 1141 - около 1209), персидскому поэту и мыслителю, был создан в 1996 году (скульптор Геруш Нуратдин оглы Бабаев, архитектор Феликс Карлович Романовский), а открыт 9 июня 2002 года. Установлен в сквере между домами 25 и 27а по Каменноостровскому проспекту (сейчас - сквер Низами).
Совсем недалеко от памятника Низами установлен памятник ещё одному национальному поэту. Причём первый памятник ему уже существовал в Петрограде с 1918 до 1926 года. Памятник был поставлен на Кронверкском проспекте в рамках плана монументальной пропаганды. Но монумент быстро разрушился, так как был из гипса.
В начале 1989 года снова был объявлен конкурс на лучший проект памятника этому украинскому поэту, а на Васильевском острове даже состоялась торжественная установка закладного камня на месте будущего памятника. Но из четырёх представленных проектов ни один не был выбран победителем, также высказывались критические замечания относительно места установки. И в 1993 году канадский скульптор, украинского происхождения, Леонид Григорьевич Молодожанин (Лео Мол) предложил установить памятник Тарасу Шевченко в дар городу Петербургу.
22 декабря 2000 года памятник был торжественно открыт в присутствии президентов России и Украины. Площадь, где установлен памятник, получила имя Шевченко, а в честь этого события у входа в сквер установлен каменный валун, на котором на двух языках русском и украинском, этот факт и описывается.
А стихотворение другого поэта, написанное в сентябре 1941 года, раньше изучали в школе, его знал каждый житель города, переживший блокаду.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, -
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия...
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Авторство знаменитых строк стихотворения о блокаде принадлежит Джамбулу Джабаеву — казахскому акыну. Примечательно, что сам поэт никогда не был в Ленинграде, но в 1952 году Лештуков переулок был переименован в переулок Джамбула. В 1990 годы, в период возвращения прежних названий городским улицам, переулку было возвращено его прежнее название, но в 2003 году накануне празднования 300-летия Санкт-Петербурга и в связи с открытием здесь памятника поэту (финансирование строительства проводилось с участием Казахстана в качестве дара городу к 300-летию) переулку обратно было возвращено имя Джамбула.
А памятник "татарскому Пушкину" был открыт 25 июня 2006 года в сквере на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы (где при Петре Первом находилась татарская слобода) по случаю 120-летия со дня рождения великого поэта. В верхней части постамента расположены горельефы по произведениям поэта: "Шурале" и "Мать воды", а также изображены главные персонажи его сказки - козел с бараном - и басни "Заяц-хвастун".
Глашатай дружбы народов и певец свободы - Габдулла Тукай - прожил всего 27 лет и умер от чахотки. А в Петербурге Тукай был единожды и всего тринадцать дней. Он приехал в наш город в апреле 1912 года, чтобы встретиться с будущем – видным татарским революционером Муллануром Вахитовым.
Памятник Тукаю был даром Республики Татарстан нашему городу. Его авторы: Ахнаф Зиякаев и Ян Нейман, архитектор Станислав Одновалов.
К сожалению, имя следующего поэта и художника совсем не известно широкому кругу, а ведь он учился в Академии художеств на одном курсе вместе с Врубелем и Серовым. Его называли называли осетинским Леонардо да Винчи за многогранность таланта.
Произведения Косты Хетагурова сравнивают с чеховскими. Он проповедовал любовь и православные ценности - это две ключевые темы в его творчестве. Чехов и Хетагуров были современниками, но неизвестно общались ли лично. Хотя вполне могли встречаться в кисловодском доме художника Николая Ярошенко, где бывал весь творческий бомонд того времени.
При жизни поэт не получил общественного признания. Семьи тоже не создал и прожил всего 46 лет (1859-1906). Останки Хетагурова покоятся во Владикавказе. На протяжении нескольких лет обсуждается возможность причисления его к лику святых. А в Петербурге в 2009 году в саду Академии художеств был открыт ему памятник. Автором скульптурной композиции является член Российской Академии художеств Владимир Соскиев.
И ещё об одном татарском поэте, почти нашем современнике, я хочу упомянуть. Признание и звание Героя Советского Союза пришло к нему уже после смерти и то не сразу. А сначала он был обвинён в предательстве, хотя был комсомольцем, известным журналистом, а затем - военным корреспондентом.
Муса Джалиль отказался от предоставленной ему брони от службы в армии и пришел в военкомат на второй день после начала войны. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен. В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион "Идель-Урал", где, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.
В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и железной воле. До потомков дошли 115 из них. Две чудом сохранившиеся тетрадки передали советским властям сокамерниками поэта по лагерям.
Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти Сталина благодаря усилиям Константина Симонова и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.
Памятник татарскому поэту и Герою Советского Союза Мусе Джалилю был открыт в Санкт-Петербурге 19 мая 2011 года в сквере на пересечении Среднего проспекта и Гаванской улицы в Василеостровском районе города. Автором памятника выступил скульптор Ахнаф Зиякаев.
P.S. А вам известно ли вам творчество этих поэтов? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Памятник, который появился по "недосмотру начальства", а стал известен на весь мир