Что ж... Тема гражданской войны не давала Шолохову спокойно жить, весь труд его был однозначно посвящен такому непростому времени, способному впитать в себя весь нечеловеческий ужас. Каждое произведение предоставляет читателю возможность проиграть в себе то время в душе, как тяжелую мелодию, чтобы хотя бы на позабыть свои неудачи. Такое неоднозначное название статьи я бы хотела посветить разбору рассказа "Червоточина" все такого же автора, также нам предоставляется лицезреть неуловимо пугающую экранизацию режиссеров - постановщиков: В. Я. Лонской, В.Г. Шамшурин, В.Кольцов, О. Бондарев. Буду использовать кадры из него, чтобы доступно и понятно показать в каждом понимание задумку автора.
Для начала необходимо охарактеризовать каждого персонажа по его сути. Главные герои: Яков Алексеевич - глава семьи, внешне похожий на кулака, которого люди привыкли видеть на плакатах. Большое у него хозяйство, хотя из-за продразверстки ему пришлось урезать его, имеет отрицательное отношение к советской власти. Два сына у него: Степки, которых для него пропащий человек - член партии, спокойны и уравновешенный, старший - Максим - поддержка и опора для отца.
Из-за политической неувязки случаются у них в семье споры например из-за того, что по церковные обычая Степка не соблюдает и становится по мнению Якова Алексеевича подобие животного. Даже до драки дело доходило из-за противоречивого рассказа Максима про избитый за забастовку народ. Каждый день твердили ему, чтобы бросил он "бессмысленный" комсомол, на что Степка покорно отмалчивался и уходил в клуб. Был он для вроде как зараза, которую сторониться надо или как отец говорит: " Раз уж завелась в дереве червоточина - погибать ему, в труху превзойдет, ежели вовремя не вылечить". Только потом выясниться у кого на самом деле в душе гниль... Вскоре затухло в душе у Степана кровная любовь и жалось к этому безумному человеку, который зовется его отцом. Возросла над ними твердая и не покоренная гора, которая навсегда с чувством злобы будет между Степкой и его семьей.
После такого чувства приходит каждую ночью к нему вещий сон, про который необходимо отдельно поговорить. Здесь как мне кажется автор хотел предупредить нас, что такой весомый разлад в семье может кончиться чье либо смертью. Степки и сняться его похоронки, а рядом масса чужих людей будто бы еще неизвестные ему виновники его гибели. Почему скажите не видит он из окружения родных ему людей? Ведь все понятно, что в разуме и душе его слились и родные и незнакомые тяжелой мишаниной, из которой ничего ему уже не станет понятно. Зато вокруг все как наяву, природа вся четко показана. Наверно, чтобы четко проложить в его душе невозвратное прошлое и великое будущее... В фильме жаль эта сцена не показана, но есть не хуже, только связано она с более приятным чувством- любовью. Видит Степка у речки девушку в белом платочке, глаз не сводит, будто боится даже на минутку потерять из виду столь прекрасное создание. Только поздороваться он с ней смог, язык не слушаются, а глаза все следят и следят за ее искрящейся красотой, которую ему не придется никогда вкусить...
Невозможно не упомянуть про одну из знаменательных сцен во всем произведении, касающуюся записи статистом счета посевов на каждый хутор. Отец на этот раз берет в счет Степку, но только из-за своей личной выгоды, чтобы скидку дали как приверженцу советской власти. Степка однако оказался неподкупным, на отцовский бред про всего лишь 7 десятин он яростно и правдиво возразил верное тому число - 20.
Чтобы не попадаться отцу на глаза Степка вместе с Прохором уходят с ночевкой пости быков и собирать готовенькое сенцо. Разговор их заходит про будущую жизнь, Степка решает уйти из дома на службу, а потом в город на завод и учиться... а в скором времени вернутся и землю помогать по науке обрабатывать. После долгого и непробудного дня наваливается на них сладкий дремот долгоиграющего сна.
Проснулся Прохор, а быков и не видно, тревого тут его накрыла, решил разбудить Степку для поиска скота. Разделились. Искали искали, так и не нашли... Особо стоит в этом моменте обратить внимание на тревожную и тяжелую езду Якова Алексеева и Максима к базу где должны были постись быки... Они как два ворона безвольно летящий по серо-глиняному небу...
Сама видят они что быков нигде не видно, приходит Максиму мысль, что со сговором продали они специально их. А те сидят понурые, чувствуют свою вину. Не успев ничего сказать откинули Прохора куда подальше, а на Степку все обвинения разом вешать. Возражение выразить не дали, объяснить тоже с кулаками на родного сына полезли. А про Прохора и говорить нечего, закололи без чувств сожаления вилами... Лютая злость и затуманенное сознание этих людей поглотило на столько, что в момент убийства Максима собственного родного брата теме же вилами, отец ничего не сделал, не возразил, не на орала, а дал сделать ему... После такого разве можно потом спойно жить? В момент братоубийства у Степки в глазах стоит все та же девушка у реки, а точнее ее бездонные и ласковые глаза...
После повозка уже не с таким ревом едет обратно в хутор, а будто бы подбитая тянется за понурой, горбатой лошадиной спиной. Шолоховское противопоставление.
Приезжают они нелепо, а возле дверей быки не в чем неповинные стоят, пожевывают себе молодой окатник. В этот раз не сдержало я своей ярости, и с таким приглушенным сознанием смотрела на эту ошарашивающую сцену... Самое приближенное чувствует мать Степки, видно по глазам, что сердце материнское не обманешь.
И сразу через них, будто в этих узеньких, тревожных глазах лежит ее младший сынок Степка, никогда ему уже не достигнуть всех поставленных планах на его такую нелепо короткую жизнью, никогда больше она не прикоснется к его мягким, лучистым волосикам... Как после этого жить она будет никто не знает. Но чувствуется, что М.А. Шолохов дает нам почву для размышления...заставляет таким пугающим и слезным концом подумать и о своей жизни...