Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Потерянное поколение Covid-19: молодёжь говорит

Легко ли быть молодым во Франции? Молодёжь – одна из самых незащищённых групп населения. Безработица ещё до пандемии даже официально составляла 25%, а в некоторых районах – свыше половины. Треть работающих имела только временные трудовые договоры.

Теперь ситуация стала ещё хуже. Вместе с работой люди теряют возможность получать образование, а новую работу практически не найти. Но дело не только в экономике.

Молодость – время открытия для себя мира, особо остро возникает потребность в общении, в любви, наконец. А сейчас все месяцами сидят по домам, общаясь только в соцсетях. Да ещё и власти сваливают вину за свои провалы в деле борьбы с пандемией на… молодёжь!

Внимание, лонгрид!

Коронавирус перевернул жизнь во всём мире, но самый болезненный его удар пришёлся на молодое поколение. Санитарный кризис, быстро превратившийся в кризис социально-экономический, вполне способен надолго изменить к худшему жизнь молодёжи. 14 октября 2020 года Эммануэль Макрон сказал: «Трудно быть двадцатилетним в 2020 году». Но за президентским умозаключением не последовало сколько-нибудь серьёзных шагов. Как отметила социолог Анн Ламбер, «молодым важно стремиться к общим целям, где каждый нашёл бы себе место на рынке труда».

Ещё до коронавируса процент безработных среди молодого, экономически активного населения (25 %) в 2,5–3 раза превышал аналогичный показатель в обществе в целом. В начале 1980-х годов около 12 % трудоспособных молодых людей были заняты на временной работе. Сегодня их уже 35 %. Средний возраст подписания первого бессрочного трудового соглашения приближается к 29 годам. «Насчёт будущего я настроен скептически, но, в сущности, у всех нас одни и те же проблемы. Мы, молодые, будем держаться вместе и найдём, где работать. По крайней мере, я на это надеюсь», - говорит 21-летний Антуан Мёльнизе. Он учится на первом курсе, получает среднее профессиональное образование в сфере торговли, совмещая учёбу с работой. На сегодняшний день найти компанию, которая согласилась бы взять на работу ученика, это почти чудо. А проблема состоит в том, что работать ему обязательно надо – таково условие продолжения учёбы. «Недвижимость, аренда автомобилей, банки… Я стучался в двери всех предприятий департамента Ивлин, в котором живу. Каждый третий студент моей группы оказался в таком же положении. Работать нам негде. До января мы должны трудоустроиться. Но из-за карантина компании не утруждают себя даже ответами на наши запросы по электронной почте. Все как будто вымерли...» - продолжает Антуан.

21-летний Тео Лежандарм думал, что ему повезло больше других. После настойчивых поисков ему всё же удалось найти предприятие, где он может подрабатывать. Но оказалось, что радоваться рано. Молодой человек учится на втором, выпускном курсе парижской школы кино и телевидения, а эта сфера очень сильно страдает от пандемии Covid-19. «В конце концов меня приняли на испытательный срок в одну компанию по производству аудио- и видеоматериалов. И сначала всё было хорошо, – вспоминает Тео. – В июле государство предложило полностью оплатить моё обучение. Только вот компания не смогла в итоге воспользоваться этой поддержкой. Мне платили 980 евро, то есть я обходился им слишком дорого». 45-дневный испытательный срок Тео подходил к концу, когда на 44-й день ему сообщили, что продления контракта не последует. «Из-за них я приобрёл в своём колледже репутацию несерьёзного человека. Они за моей спиной подписали документ о прекращении работы», – возмущается наш собеседник. В колледже ему объяснили, что он не вправе посещать занятия, если нигде не работает. «Сейчас из-за коронавируса мне трудно загадывать на год или два, и трудно так жить. Если не найду никакой альтернативы, то пойду работать в полицию или в жандармерию. Там хотя бы есть работа», - вздыхает Тео.

Из-за нестабильной ситуации с жильём молодые люди вынуждены возвращаться жить к родителям, работы для студентов почти не стало, они учатся дистанционно, многие бросают учёбу... Продолжающаяся с марта эпидемия усугубила неравенство в молодёжной среде, а между тем представители так называемых малообеспеченных категорий, по данным Insee, составляют половину экономически активного населения. Эти молодые люди живут и в небольших городках, и в сельской местности, и в пригородах. Им труднее, чем кому-либо, найти своё место на перенасыщенном рынке труда.

Пожалуй, никогда ещё не было так трудно заглядывать в будущее, наполненное горьким привкусом неуверенности. Социально-экономический кризис, экологический кризис, нестабильность в личных отношениях... Молодым приходится нелегко. Будем надеяться, что уже совсем скоро они снова смогут встречаться друг с другом, открывать для себя мир и исполнять свои мечты. Но восстановление «мира после пандемии», о котором говорит Эммануэль Макрон, должно сопровождаться изменением правительственного курса. Например, в отличие от многих европейских стран, во Франции люди моложе 25 лет не вправе претендовать на пособие по безработице (RSA). Пора всерьёз рассмотреть возможность обеспечить молодым людям минимальные социальные гарантии. Также важно перестать говорить, что получающие пособия люди являются иждивенцами и с ними надо бороться. Сегодня очень многие люди сталкиваются с трудностями. Хотя, конечно, бороться надо в первую очередь с источниками этих трудностей.