Недавно зашел в супермаркет, чтобы купить обычные продукты домой. Попутно прихватил большой пакет готового завтрака. Уже дома подумал – а зачем я взял этот быстрый завтрак? Я же его никогда не готовил, и вообще никому в семье не нравятся такие продукты. Но, в этом и есть суть супермаркетов – заставить нас покупать гораздо больше, чем нужно на самом деле.
Вообще разговоры о том, что супермаркеты устроены так, чтобы покупатели брали как можно больше товаров – это банальности.
Все и так знают, как все устроено. Знают, но все равно частенько попадают в "ловушки" торговых сетей, поэтому лишний раз обозначить основные уловки магазинов не помешает.
Итак, какие же "ловушки" приготовили для нас супермаркеты?
1. Трясущиеся и большие тележки
Во многих супермаркетах полы выложены плиткой. Это не случайно – благодаря такому полу тележки при движении издают громкие звуки, вынуждая покупателя замедлять шаг, чтобы не слишком шуметь и не привлекать к себе внимания. Чем медленнее идете, тем больше товаров сможете разглядеть.
Кстати, сами тележки имеют большой объем. С одной стороны – это практично, ведь покупателю часто надо взять много продуктов. С другой – это хитрость. В крупных тележках количество товаров зрительно кажется меньше, как бы намекая человеку – не скупись, ты чего, зря пришел? Возьми еще что-нибудь!
2. За молоком и хлебом надо идти в самый конец зала
Мы часто заходим в супермаркет, чтобы купить какую-то мелочь – пакет молока, булку хлеба и т.д. Но чтобы добраться до базовых продуктов, приходится пересекать весь торговый зал и петлять между полками с кофе, чипсами, конфетами и другими товарами.
Это тоже неспроста, супермаркеты специально заставляют нас обходить весь зал, чтобы попутно прихватить еще чего-нибудь.
Кстати
В некоторых торговых центрах полки с хлебом располагаются в начале зала. Это еще один прием, характерный для супермаркетов, которые сами пекут хлеб. Ароматы хлеба только что из печки провоцируют аппетит. В итоге покупатель опять же берет больше продуктов.
3. Продукты, связанные между собой
В таких магазинах продукты одной категории располагаются рядом. Это нормально. Зачем бегать по всему залу, выбирая чай? Но вряд ли супермаркеты руководствуются только заботой о покупателях, ведь рядом они располагают сопутствующие товары – рядом с чаем – конфеты, с пивом – чипсы и сухарики, с майонезом – соусы и т.д.
Это сделано, чтобы мы покупали больше. Например, зайдя в магазин за майонезом, вы уходите из него с прихваченной упаковкой соуса, хотя даже не планировали его брать.
4. Ненужные мелкие товары на кассе
Это классика. Подходя к кассе, мы видим рядом полки с жевательной резинкой, леденцами, батарейками и другими мелкими товарами в яркой упаковке. В большинстве случаев они точно не нужны покупателю, но, ожидая очереди у кассы, человек берет такой товар и кладет в корзину.
Приглянулся. На всякий случай. Вроде недорого.
Так это и работает. Маленькая течь топит большой корабль – так что вряд ли стоит покупать эти безделушки и помогать магазинам делать выручку.
5. Распродажи – искусственное завышение спроса
Магазины часто объявляют распродажи тех или иных продуктов. Опять же нередко это просто манипуляция – покупателю не хочется упускать «выгодное» предложение, поэтому он берет распродаваемый товар, хотя даже не задумывался о такой покупке, когда шел в магазин.
P.S:
Это далеко не все уловки, вынуждающие нас уходить из магазинов с полными пакетами. К примеру, в супермаркетах обычно нет окон и часов – чтобы не наблюдать время и не спешить. Еще в магазинах часто работают не все кассы, а только одна-две. С чем это связано, не берусь утверждать.
Есть версия, что нерабочими кассами супермаркеты искусственно создают очередь, чтобы покупатели брали больше товаров рядом с кассовой зоной. Недавно я как раз столкнулся с такой ситуацией.
Пока ждал очередь, разглядывал соседние полки и в итоге бросил в корзину зубную пасту и щетку. В принципе, они были нужны, но я не планировал брать их именно здесь. Наверняка они и стоят дороже.
Скорее всего, снова купился на хитрость.