Найти в Дзене
В "дзен" по трассе Е69

Носите обувь по-сезону (о правильном выборе зимней резины)

Оглавление

В декабре покупать зимние шины конечно поздновато. Во-первых, потому что на дорогах грязно и скользко уже давно, и если вы до сих пор никуда не влетели - ваше счастье. Во-вторых, сейчас в пунктах шиномонтажа самый бум. Все как водится: сани летом никто не готовит, а спохватываются только тогда, когда о необходимости смены шин красноречиво напоминают битые фары, погнутые бамперы, мятые крылья и прочие прелести. И в-третьих, именно по причине бума цены на зимнюю резину у многих продавцов сейчас ощутимо завышены.

Иными словами, с покупкой вы слегка опоздали. Но лучше поздно, чем никогда.

У ПРИРОДЫ ЕСТЬ ПЛОХАЯ ПОГОДА

Оптимальный вариант: закупать зимнюю резину в начале осени. Как правило, торговые фирмы где-то в сентябре обновляют ассортимент с прицелом на зимний сезон, и потому залежавшийся с прошлой зимы товар стараются сбыть побыстрее, а значит, и подешевле. Кроме того, если на грядущий сезон фирма наметила широкую продажу новых, ранее неизвестных на нашем рынке моделей, то можно ожидать, что на них в рекламных целях будут давать солидную скидку.

Понятно, что, купив зимние шины бабьим летом, вовсе не обязательно сразу ставить их на машину. Да и не рекомендуется на них ездить по сухим твердым дорогам. Зимняя резина мягкая, на чистом асфальте быстро изнашивается, обутый в нее автомобиль ходит тяжело, шумно, с большим перерасходом топлива - у зимней шины нарочито грубый рисунок протектора, что дает хорошее сцепление с дорогой, но, увы, не лучшим образом отражается на легкости качения. Лучшее из того, что вы можете сделать, это обзавестись вторым комплектом колесных дисков и заранее поставить на него зимнюю резину.

Многие, то ли из экономии, то ли по причине банальной лени, предпочитают круглый год ездить на всесезонных шинах - они имеют маркировку на боковинах All Seasons или Any Weather; некоторые производители вместо этих надписей дают соответствующие аббревиатуры - AS и AW. Использование такой резины, конечно, не возбраняется, но" Это, скажем так, не лучшая обувь. Всесезонная шина летом хуже, чем летняя: тяжеловато катится, что, понятно, не способствует разгонной динамике автомобиля и экономии топлива, кроме того, довольно сильно шумит. А зимой - хуже, чем зимняя: сцепление с грязной, обледенелой или заснеженной дорогой, как говорится, оставляет желать. Всесезонка - это нечто средненькое по всем параметрам, но, увы, далекое от золотой середины. Запомните: шин на все случаи жизни не бывает.

УЗКОЕ МЕСТО

Итак, зимой однозначно нужны зимние шины. Узнать их можно по маркировке: на боковине должно быть написано M+S (Mud+Snow - "Грязь+Снег") или Winter ("Зима"), кроме того, может быть проставлено клеймо в виде снежинки.

Желательно на зиму брать шины поуже, чем те, на которых вы ездите летом. Чем глубже шина продавливает снежную или грязевую кашу, тем лучше. Идеал - до твердого покрытия. Широкая резина, как правило, подминает снег под себя, не погружаясь до тверди, это оборачивается частыми пробуксовками и заносами. Автор этих строк вот уже много зим подряд наблюдает в своем дворе, как горку, покрытую размешанным колесами снегом, отважно штурмуют навороченные Pajero и Land Cruiser, обутые в нечто гипертрофированно пухлое (и, кажется, летнее). Со второго-третьего раза им это удается. Но только с разгона. А вот сосед по дому спокойно въезжает на эту горку на старенькой "Девятке" с дистрофично узенькими колесиками, без разгона, внатяжечку (если, конечно, не садится на пузо). Узенькие, они продавливают и цепляются...

Впрочем, если зима обещает быть не слишком многоснежной, можно над этой проблемой голову не ломать. И ездить на шинах той же ширины, что и летние.

ГДЕ ШИПЫ, ТАМ МОРОЗЫ

Какие шины брать: с шипами или без? Вопрос, надо сказать, более чем серьезный, эдакий краеугольный камень всей зимне-шинной философии, о который до сих пор ломают зубы резиновые теоретики. Почти во всем мире, за исключением особо суровых регионов, таких, например, как Скандинавия и Россия, шипы запрещены: они сильно царапают дорожное покрытие и способствуют образованию на улицах канцерогенной асфальтовой пыли. Кроме того, металлические шипы разрушают и саму шину (о тех, что почти не разрушают, чуть ниже). Единственное, за что шипы еще терпят, - они обеспечивают безопасное зимнее вождение. Это козырь, который перевешивает все их врожденные пороки.

На голом льду и на плотно утрамбованном снегу шипованным шинам пока равных нет. Держат надежно. Но учтите, что на чистом асфальте шипы скользят: тормозной путь больше и вероятность блокировки колес и заноса выше, чем при езде на обычных шинах. И сопротивление качению у шипованных шин очень велико, а значит, и расход топлива у обутой в них машины велик, а разгонная динамика слабовата (на асфальте). Зато безопасность на льду. Выбирайте.

Если вы намерены ездить зимой на шипованных шинах, помните два момента.

Первый. Есть особая порода водителей-экономов, полагающих, что в шипованные шины достаточно обуть только ведущие колеса. Не надо так делать. Это грубейшая ошибка. Экономия та еще. Нешипованная ось слишком "заносчивая" в сравнении с шипованной, ведь разница коэффициентов сцепления - огромная. Будете ерзать на дороге. Вам это надо?

Второй момент. Шипуйте шины только в спецавтоцентрах на хорошем оборудовании, а еще лучше - покупайте шины, ошипованные на заводе-производителе. Шипы, поставленные кустарно, могут оказаться недостаточно или слишком утопленными в резину и перекошенными. И тогда все достоинства шипованных шин пойдут коту под хвост. Половину шипов просто потеряете. Остальные, установленные не так, как надо, быстро разлохматят протектор. Да и гарантий безопасности - никаких.

Кстати, нешипованные зимние шины новых поколений вполне достойно конкурируют с шипованными. Добились этого в основном усовершенствованием рисунка протектора (сейчас в большой моде так называемый самоочищающийся протектор: особым образом направленные канавки, отводящие снег, грязь и воду из пятна контакта) и применением новых резиновых смесей с кремниевыми добавками, обеспечивающими надежное сцепление шины практически с любым покрытием и сохраняющими эластичность резины на морозе. Новые зимние шины не уступают шипованным на воде, грязи и рыхлом снегу и почти не уступают на плотном снегу и на льду. При этом они свободны от недостатков, присущих шипованной резине.

Кратенькое резюме: прежде всего зимой резина на вашем автомобиле должна быть зимняя, а уж шипованная или нет, то больше вопрос ваших личных предпочтений и окружающих реалий. Будьте предельно аккуратны на скользкой дороге и помните – вас ждут дома!