Найти в Дзене
Арт-дневник

Нам пишут: «Рисует по фото? Ненастоящий художник!»

Один из глупейших стереотипов

Когда я написала статью о вдохновляющем тайваньском художнике Лин Чинг Че, у нее случились показы и как следствие комментарии. И некоторые из них меня изумили своей незамутненностью. Дело в том, что помимо собственно картин художника, я выложила фото процесса - как он работает в мастерской.

И понеслось! "Он рисует, перерисовывает не с натуры, а с фото и с кадра видео. Не настоящее искусство, а копирование. Это может каждый" - и это не единственный такой комментарий. А знаете, о чем он говорит? Во-первых, о том, что человек, который его оставил, ни черта не смыслит в рисовании и живописи. Во-вторых, о том, что голова на плечах у него выполняет чисто декоративную функцию, подумать ей не получается.

Давайте рассмотрим чисто техническую сторону. Лин Чинг Че пишет акварельные работы, на которых изображен город под дождем. Давайте представим, что художник вышел рисовать с натуры. И вот стоит он такой под дождем с листом для акварели большого формата, лист намокает, его ведет. Художник наносит на лист акварель, которую тут же благополучно смывает дождем. Здорово, да? Зонт он сам держать не может, потому что одной рукой держать зонт, а другой рисовать, мягко говоря, затруднительно. Может быть, найдется кто-то, кто подержит над ним зонт, пока он рисует? А держать придется долго - не один и не два часа. Может быть, он найдет навес и будет рисовать под ним? В этом случае количество натуры, которую он может перенести на лист, драматически сокращается.

А как вы себе представляете рисование зимнего пейзажа с натуры? Для начала попробуйте надеть варежку и в ней порисовать. Удобно, не правда ли? А что мы будем делать с замерзающими на морозе красками?

Ок, тут возникает вопрос: а как же тогда раньше художники писали зиму? Точно не знаю, рядом не стояла, могу лишь предполагать, что писали маслом этюды и мерзли, потому что выхода другого не было. Кроме того работа с зимним пейзажем требовала изрядной подготовки хотя бы с точки зрения выбора правильной локации, не говоря уже о подготовке инструментария.

Я не понимаю, откуда берется этот глупый стереотип, что если художник не пишет с натуры, его работы становятся менее ценными. Если бы я не показала процесс работы художника, никто бы никогда и не догадался, что он работает с фотореференсами. Или зрителю непременно надо, чтобы художник больше страдал? Мы и так достаточно страдаем, уж поверьте.

По себе могу сказать, что для меня рисовать что с натуры, что с использованием референсов - почти одно и то же. Разве что на улице сложно удобно разместиться, можно быстро замерзнуть, а еще тебе постоянно кто-то невоспитанный через плечо заглядывает. Не устаю повторять: какая разница, как это сделано, если удается достичь превосходного результата?

Раньше у художников не было технической возможности, чтобы пользоваться фотореференсами. А сейчас есть. И вы удивитесь, как много художников предпочитают этой возможностью пользоваться. Причем для работы над картиной обычно используют свои же фотографии. И обычно работа над картиной - это не просто перерисовывание с одной фотографии, а кое-что посложнее. Это необходимо для того, чтобы зритель увидел именно то, что увидел художник, не отвлекаясь на остальной шум.

И отдельно о фразе "это может каждый". По моим наблюдениям, так обычно говорят те, кто на самом деле ничего не может. Рисовать по фото каждый может? Ну вот раз каждый, так давай, покажи. Обычно в этом месте дискуссия заканчивается.

В общем прежде чем критиковать, сделайте сами что-то стоящее. Всем добра.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Фото автора. Рисунок с натуры
Фото автора. Рисунок с натуры

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Также вам могут быть интересны статьи: