“Джонни-мнемоник” по одноименному рассказу Уильяма Гибсона вышел в 95 году, но образцового киберпанк-триллера не вышло, хотя культовый статус позднее все же был присвоен. При этом, чуть позже французы и итальянцы смогли снять фильм, отражающим саму суть жанра. Но он был и остается менее известный, и даже сейчас поисковик подсовывает в первую очередь какую-то отечественную драму с аналогичным названием, а не тот старый фильм.
Да и статусность его ниже.
Попытки осознать себя как личность, попытки понять реальность, и принятие в отдельных случаях того факта, что она - ненастоящая, как и ты в ней. Слишком мудрено вышло, серьезно и мрачно. То ли дело, простые и понятные перестрелки, наемники и бегства от корпоративных убийц, как в случае с “Джонни”.
Несмотря на дешевизну проекта, здесь есть все, чтобы соответствовать жанру.
Истинное смешение и эволюция/технолизация всевозможных культур, гармонично сосуществующих рядом, в огромном и безграничном мега-городе. Назойливый умный дом, ведущий себя хуже сетево-маркетингового агента. Люди, распродающие свои органы и вставляющие дешевые импланты, чтобы купить на вырученные деньги еды. Бездомные, подключенные к сети. Продавцы паранойи и фобий. Взломщики банков через киберпространство, собирающие вокруг себя тотализатор - взломает или расплавит мозг, столкнувшись с защитой? Здесь просто снять номер в отеле можно, только вняв ответственность с владельцев за возможный ущерб вещам, личности и рассудку.
Перед нами эдакий техно-нуар, где вместо ночи и дождя - снег и канун нового года, а вместо детектива - разработчик игр. Хотя, тоже преданный и уставший. Он не может работать без стимуляторов. А ко всему прочему - он узнает то, что может заинтересовать корпорацию.
Толстые мониторы и громоздкая аппаратура не смотрятся слишком устаревшими. Наоборот, она вне времени, работает для визуализации общей картины этого мира. Минимум комп. графики это подчеркивает. А реалистичная бутафория, например, замена глазных имплантов крупным планом бросает в дрожь. Всем этим фильму удается впечатлить. И одновременно, не отвлечь от более важной части - идейной.
В сюжете последовательно, неторопливо, пока герой с товарищами бегает по разным районам мега-города, рассказывают о столкновении двух реальностей, одной заведомо виртуальной, но постоянно заставляющей вторую, “настоящую”, сомневаться в этом, и в «настоящести». В какой-то момент к делу подключается третья реальность, исподволь ставящая под сомнение прошлые две. Герою остается только принять искусственность реальности, бесцельность существования в ней. Или решить для себя, что все в порядке, забыть. В то время как одни действующие лица и не задумываются об этом, продолжая жить с тем, что перед глазами, а другие - настойчиво требуют помочь с окончательным забвением.
К слову, о героях.
Все они разные, со своими причудами и отличительными чертами. За их поведением интересно наблюдать, какую бы глупость они не совершили. Не в последнюю очередь благодаря актерской игре, подарившей убедительность этим образам.
А уж как эти образы раскрываются под музыку итальянских композиторов, иногда звучащих в кадре...
Но, есть и минусы в фильме. И это не непонятость его зрителем.
Нелогичная безальтернативность в истории. Стереть/убить или продолжить плыть по течению. Компромиссы не обсуждаются, не ищутся.
Герой в значительной степени безвольный, делает то, что хотят другие. И идущий туда, куда его потянут, лишь иногда напоминая, что у него самого есть важная цель. Благо, его пути и тех,кто с ним, одинаковы.
Отсутствие рациональности - корпорация посылает не убийц, а психолога (поначалу) - так зачем убегать и понапрасну злить работодателей, вместо того, чтобы сесть, и спокойно придумать выход из ситуации, который устроит все стороны, или хотя бы большинство (не забывая про себя, конечно)? Впрочем, здесь можно все списать на идеализм героя, противопоставившего себя корпорации, едва появилась такая возможность. Как по-киберпанковски.
И, таким образом, “Нирвана” все-таки легенда жанра. И потому не устаревающая уже двадцать с лишним лет.