Японцы котиков любят. Как, впрочем и многие другие. Особое отражение нашла эта любовь в местном изобразительном искусстве - симпатичные статуэтки манеки-неко известны многим и являются, наверное, самым известным японским сувениром, привозимым из Страны Восходящего Солнца.
Однако сегодня мы углубимся в историю чуть сильнее и посмотрим, откуда взялся этот неповторимый (и местами упоротый) визуальный стиль.
На картинке выше изображен котомонстр Окабе, о нём и обо всех видах традиционных символических котоизображений - рассказ ниже. А начать необходимо с самого начала:
В эпоху завоеваний Япония была мегаактивна на "прилежащих" территориях-как в плане завоеваний, так и торговли, привозя оттуда не только материальную добычу, но и заимствуя технологии, стили искусства и просто полезные "лайфхаки". Подобным образом были завезены в Страну Восходящего Солнца и кошки - из Китая. Там пушистики были явлением уже давно привычным, выполняя ежедневную мышеловную работу для двуногих-в том числе и на торговых судах, откуда их и завезли Японские купцы. Как и любая новая диковинка, изначально кошки в Японии были достоянием лишь аристократии-жили в роскоши вместе с хозяевами и прогуливались на красивых поводках. Это нашло отражение и в изобразительном искусстве-роскошно одетые изысканные женщины и не менее изысканные четвероногие компаньоны.
Но, долго ли коротко ли, любая новинка в конце концов приходит в массы, и в 1602 году, особым указом Императора, котиков "выпустили на свободу" в добровольно-принудительном порядке. Отныне каждый шерстяной обязан был охотиться на воле и способствовать истреблению мышей, угрожающих знаковой для Японии шёлковой промышленности (мыши питались личинками тутового шелкопряда).
На самовыгуле котики расплодились и распространились по всем островам, их популярность переросла в одержимость - изображения этих четвероногих появились не только на аристократических свитках, но и на посуде, принтах, японском варианте "лубка" - деревянных гравюрах укийо-э (этакий Интернет того времени), массово воспроизвоившихся для низших слоев населения, что, в свою очередь, ещё больше способствовало котиной популяризации.
За спутниками человеков теперь наблюдали не только придворные живописцы, но и "ремесленные" художники "из народа". Появились множественные изображения. показвающие особенные кошачьи повадки, характер, и просто смешные моменты, коих немало.
На картинке ниже - одна из "домашних сцен" - когда мегадовольный шерстяной пойман с поличным.
Также полюбившиеся всем котики стали использоваться в качестве аллегорических символов, их изображали в человеческой одежде, занимающихся человеческими делами, они символизировали человеческие качества и пороки.
Позже у подобных аллегорий появилась ещё одна необходимость - запрет на изображение человека и человеческого лица. Причина - чрезмерное распространение открыток с актерами Кабуки - зачастую сюжеты становились откровенно порнографическими, да и обычные порногравюры пользовались в народе огромной популярностью. Государство решило озаботиться проблемами морального облика населения в самом примитивном ключе - запретить и не пущать. Однако, на каждого хитрого императора найдётся вольный художник с котиками.
Вот и похабные(и не очень) открыточки получили новый виток развития, теперь уже с котолицами. Разумеется, из соображений приличия, приведу только изображения сцен Кабуки.
Из-за того, что знаменитые актеры (да и все) стали изображатьс в виде котиков, у народа появилось еще одно развлечение - угадай селебрити. По чертам лица, манерам, одежде необходимо было догадаться о какой знаменитости идет речь. Вполне себе вызов для мастерства художника (с коими тогдашние карикатуристы отлично справлялись).
Отдельной графой - знаменитые Японские монстры, демоны и духи, коих бесчисленное множество. Какое животное не назови - будет иметься соответствующий демон в Японской мифологии- еноты, лисы, жабы, ну и, разумеется, котики.
Бытовало мнение, что если кошка живет в доме более 7 лет, то она превращается в монстра Бакенеко. Также монстризации способствовали плохое обращение, болезни, одержимость другими духами и прочие сверхъестественные причины.
Бакенеко носили полотенце на голове, ругались, били людей и вселялись в их физическую оболочку-неважно мертвую или живую. Так, например, существует легенда, что котомонстр вселился в человека и из-за сверхъестественной силы стал чемпионом сумо.
Их изображения не менее красочны и в полной мере передают хаос, страх и ужас при столкновении с подобным монстром.
Ещё один котомонстр - Каша - спускается с небес после смерти, чтобы успеть съесть труп перед кремацией. Другая разновидность - Некомата, магический монстр со сверхъестественными способностями. Его отличие - раздвоенный хвост и вампиризм.
На этом пока всё, но материала, думаю, ещё как минимум на один пост. Кошачья тема в мировой культуре неисчерпаема, как неисчерпаем и трешачок, так что лайкайте, подписывайтесь и комментируйте!
Другие интересные посты:
Коронавирус: упоротые ковидные маски из интернет-магазинов.
Смешные и упоротые товары для животных из интернета:
Смешные новогодние подарки, ёлочные игрушки и другой новогодний трешачок из интернет-магазинов: