Найти в Дзене
Разные тесты

Как "просто сделать это"? Действенные способы преодолеть прокрастинацию

Оглавление

Наверняка, вам знакомы фразы «Просто сделай это», «Просто встань с дивана» и т.д. В самом деле, для того, чтобы перестать откладывать нужно просто не откладывать, казалось бы, как просто! Однако те, кто советует встать с дивана и начать действовать никогда не объясняют, КАК именно это выполнить. Ниже поделюсь с вами пошаговой инструкцией (ЧТО делать) и несколькими практическими способами перестать откладывать (КАК делать). Эти стратегии помогут вам двигаться вперёд, научат тайм-менеджменту и изменят ваш подход к выполняемым задачам.

Что нужно сделать, чтобы начать делать

В первую очередь необходимо структурировать ваши задачи, чтобы иметь понимание, с чем работать. Если задача большая, или их несколько, вы растеряетесь, и не будете знать, как к делу подойти. Если задача небольшая, вы можете расценить её как несущественную и вообще не выполнять.

Чёткое понимание того, что нужно сделать, уже на шаг приблизит вас к завершению задачи. Точное знание того, что вам нужно сделать, включает в себя следующее.

Расставить приоритеты

Во-первых, напишите список задач и целей, над которыми вам нужно работать. Это может быть список мелких дел на день, или обстоятельный список больших целей. У вас может быть несколько списков, например, долгосрочный план на месяц и краткий список на каждый день. В зависимости от ситуации в списке будут или несколько дел, или только одна большая цель.

После составления списков, взгляните на них критически и подумайте, насколько реально достичь этих целей за отведенное время. Если это нереально, посмотрите какие задачи или цели можно отложить и вернуться к ним позже. Оставшийся список важно упорядочить: что нужно сделать в первую очередь, потом что дальше, а что можно сделать позже по ходу дела. Таким образом, вы будете знать, с чего начать, основываясь не на том, что вам хочется сделать, а на том, что является наиболее срочным и важным.

Оцените задачу

Следующий шаг — сортировка каждого задания. Разбиваем задачу на маленькие шаги. Этот способ поможет сделать большую задачу не такой подавляющей. Если это небольшая задача, сортировка побудит вас быстрее покончить с ней.

Начинайте с первого шага и двигайтесь по ходу дела. Включите все шаги — большие, средние и малые. Затем посмотрите, можете ли вы разбить большие шаги на несколько малых, и так далее.

Рассчитайте время

Чтобы преодолеть прокрастинацию, важно научиться определять, сколько времени занимает та или иная задача. Прокрастинирующие люди склонны недооценивать, как долго что-то займет их, как следствие — недоделанная работа и срыв дедлайнов. Они также могут переоценивать время выполнения дела, следовательно, задача кажется гораздо более сложной, чем она есть на самом деле, что отталкивает их от ее выполнения.

Понаблюдайте, сколько времени у вас занимает выполнение того или иного дела и запишите результаты. Приведу пример, как это может выглядеть.

-2

Как это сделать?

Теперь, когда вы точно знаете, что нужно сделать, нужно решить, как это сделать. Существует несколько подходов. Вы можете выбрать любой, какой вам больше понравится.

1. Первый блин комом

Сначала выбирайте самую худшую задачу из списка — ту, которую вам меньше всего хочется делать. Сначала покончите с тем, чего вы больше всего боитесь, тогда остальное покажется вам парой пустяков. Этот способ наиболее подходит для решения небольших, но неприятных задач, например, позвонить кому-то, с кем вы не хотите разговаривать.

2. Вдохновение по инерции

Другой вариант противоположен первому. Начните выполнять задачу, которая вас вдохновляет и заряжает энергией, а затем без перерыва быстро переключитесь на задачу, которую вы откладывали. Идея состоит в том, чтобы использовать мотивацию и положительный импульс от приятной задачи, чтобы помочь вам справиться с задачей, которая вам не нравится.

3. Всего пять минут

Действительно полезный подход для начала работы над заданиями — это планировать потратить на выполнение задачи всего пять минут. Например, если вам нужно перемыть гору посуды, не нужно заставлять себя мыть всё сразу, потратьте пять минут и бросайте, доделаете потом. Уже в процессе выполнения задачи оцените, сможете ли вы потратить ещё пять минут, и так далее. Вы удивитесь, насколько возрастает работоспособность, если перестать ставить себе непосильные задачи.

4. Техника помидора

Способ заключается в том, чтобы установить определенное количество времени для работы над задачей, не увеличивая и не уменьшая его.

Выберите наиболее удобное для себя время, которое вы можете потратить на работу, например, 25 минут, и поставьте таймер. Пока работает таймер, вы выполняете задачу, не отвлекаясь ни на что, даже на сообщения в мессенджерах.

По истечении этого времени обязательно сделайте перерыв 5-10 минут. Это важно, откладывать или пропускать перерывы нельзя.

Чередуйте эти действия, пока не завершите все задачи.

Что ещё может помочь

Комфорт

Выбирайте наиболее удобное для вас время и место. Если вы «сова», не нужно себя насиловать и подниматься в 5 утра в выходной, сделайте запланированную уборку вечером, ничего страшного не случится.

Пользуйтесь удобными и красивыми вещами для организации пространства. Папки и органайзеры действительно сэкономят ваше время и скроют беспорядок.

Контроль выполненных задач

Когда вы выполнили работу над заданием или выполнили задачу, отметьте ее в своем первоначальном списке задач и целей. Не позволяйте этим вещам остаться незамеченными. Признавайте свои достижения и будьте себе благодарны.

Расскажите другому

Расскажите о своих целях человеку, которому вы доверяете. Существует три причины, по которым это полезно сделать. Во-первых, когда вы говорите другим людям, это означает более серьезное обязательство, вы уже не можете подвести. Во-вторых, другой человек сам может стать мотиватором, теперь вы чувствуете ответственность не только перед собой, но и перед ним. Наконец, если вы боретесь с прокрастинацией, этот человек может поддержать вас в трудные времена.

Настойчивость

Одной из причин прокрастинации может стать отсутствие уверенности в себе. Если вы непритязательны, вам может быть трудно сказать «нет». Это может означать, что вы берете на себя ненужные задачи, которые только отнимают ваше время. Другой пример: вам может быть сложно обращаться с просьбами к другим, например, говорить людям, что вам нужно некоторое время побыть одному, чтобы поработать над чем-то важным.

Очень важно помнить, что вы имеете право делать разумные запросы, уважительно относясь как к себе, так и к другим. Не стесняйтесь отказываться, не бойтесь просить людей дать вам пространство. Больше думайте о своём психологическом комфорте.