Этот автомобиль является одним из главных символов ушедшей эпохи советского автопрома. "Жигули" были для жителей Союза заветной мечтой. Сегодня мы расскажем об истории создания самого желанного советского автомобиля.
Начало производства
Завод, на котором выпустили самый первые "Жигули", был создан совместно с итальянцами. В 1966 году был подписан договор с "Фиатом" на постройку, оснащение и обучение сотрудников. Новый завод назвали ВАЗ — "Волжский автомобильный завод".
А такую узнаваемую эмблему для нового автомобиля придумал Александр Декаленков, один из руководителей завода. Именно он стал автором эскиза значка с изображением ладьи, а название "Жигули" придумал конструктор Чернов.
Логотипы для автоновинки делали также итальянцы. На этом этапе производства незнание русского языка сыграло с ними злую шутку. На первых тридцати эмблемах красовалась досадная ошибка — в названии города Тольятти незнакомые с буквой "Я" итальянцы написали вместо неё "R". К счастью, эту ошибку удалось заметить достаточно быстро, и сотрудники тихо и мирно заменили логотипы на правильные в рекордные сроки.
Технические данные
Внешней основой для ВАЗ-2101 послужил ФИАТ-124, советский автомобиль отличался только выступами бамперов, эмблемой и утопленными ручками на дверцах.
Однако внутреннее оснащение двух машин разнилось. Эксплуатировать автомобиль планировалось в жёстких условиях. Конструкторы убрали амортизаторы пружин из задней подвески, увеличили диаметр накладок на диске сцепления, изменили коробку передач.
Было принято решение не устанавливать дисковые тормоза в задней части корпуса, так как в условиях плохих дорог они быстро изнашивались.
Готовя машину к езде в условиях плохих деревенских дорог, добавили буксировочные петли под передним и задним бампером, в некоторых местах усилили корпус, а также шаровые опоры.
В первых моделях также присутствовало специальное отверстие в переднем бампере — под заводную ручку.
Мотор "Жигулей" получил отличное от двигателя, установленного на "Фиатах" межцентровое расстояние, а верхний распределительный вал поместили в головку блока. Как показало время, это решение оказалось не самым удачным — впоследствии пришлось дорабатывать конструкцию из-за часто выходивших из строя распределительных валов.
Экспорт за границу
Поставки автомашины за границу начались в 1973 году. Насколько известно, ВАЗ-2101 был популярен даже в Западной Европе. Скорее всего, это было связано с тем, что "Жигули" были созданы на базе Фиата, обладали всеми достоинствами этого автомобиля, но цена советской модели была ощутимо ниже — первое время машину поставляли за рубеж по заниженным ценам.
В ряде стран автомобиль стал настоящей редкостью: в ГДР, например, приходилось ждать вожделенные "Жигули", стоя в очереди на них 10 и более лет.
Начав поставки ВАЗ-2101 на авторынки западных стран, конструкторы неожиданно столкнулись с проблемой. Выяснилось, что название звучит почти идентично слову gigolo, которое имеет в некоторых европейских языках не самое приличное значение.
Именно тогда и было решено назвать автомобиль для иностранцев Ладой. Позже это название сменило "Жигули" и внутри страны.
Модернизация "Жигулей"
В советское время почти все новшества автомобильной промышленности впервые появлялись именно на этих машинах. Например, ВАЗ-2103 был установлен вакуумный тормозной усилитель, ВАЗ-2105 вышел, в числе других улучшений, с обновлёнными боковыми кузовными панелями, а ВАЗ-2106 ещё в 1975 г обзавёлся подголовниками на двух передних сидениях.
К сожалению, более поздние модели не отличались новизной. У них был тесный салон, слабые тормоза и недостаточно мощный мотор, снизилось качество комплектующих, а двигатели не отвечали новым нормам экологии.
Ухудшилось и качество сборки. Лада-2107 была снята с производства в 2011 году. Машина имела внешнее сходство с предыдущими моделями, но это была лишь тень тех "Жигулей", о которых грезили сотни советских граждан.
Наши дни
В 90-е годы после развала СССР на российском рынке появились недорогие подержанные иномарки, составившие конкуренцию "Жигулям". Так как долгие годы завод существовал в условиях отсутствия конкуренции, ему нечего было противопоставить иностранным моделям.
Пришлось снизить производство, так как интереса к самому желанному советскому автомобилю у россиян не оказалось.
Завод долгое время находился в состоянии кризиса, пока не заключил сотрудничество с концерном Renault-Nissan.
Теперь завод продолжает существовать, пусть даже и без знаменитых в прошлом "Жигулей".
Впрочем, бренд "Лада" производитель не забыл, и пусть новые машины не похожи на своих советских предшественников, они сохранили название, хотя уз черты внешнего вида уже просматриваются слабо. Легенда уже стала историей.
А что Вы думаете про ВАЗ 2101? Пишите в комментариях. Много другой полезной информации на нашем сайте.