Переход из одного психологического возраста в другой — это кризис, в котором человек меняет одни инструменты своего жизнеобеспечения на другие. В детском возрасте он управляет миром при помощи своих эмоций. Переходя в подростковый, он должен научиться управлять своей жизнью при помощи исполнения принятых в обществе правил. Следующий кризис — это отказ от управления своей жизнью при помощи правил и переход к выработке собственного внутреннего кодекса, ценностей и ориентиров, самообучение в выборе жизненных стратегий, которые являются базовой опорой для его действий. Это опыт формирования личной ответственности за свою жизнь. Третий основной кризис — это переход от концептуального построения, от теории, к практике: управление своей жизнью при помощи активного и точного действия на основе личной ответственности и сформированных ценностей.
Если эти кризисы по смене инструментов не произошли, не были прожиты и приняты, человек застревает в этом возрасте. И между его потребностями, свойственными биологическому возрасту, и его психологическими возможностями образуется большой зазор, и именно это является причиной его жизненных трудностей.