Найти в Дзене

Секрет вечного двигателя

Оглавление

Да-да, он существует. Это постоянное движение конструкторской мысли, без которого невозможно развитие технологий. Секрет давно известен сотрудникам Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), который в декабре этого года отмечает 90-летие.

​Образец роторно-поршневого двигателя, разработанного в Центральном институте авиационного моторостроения
​Образец роторно-поршневого двигателя, разработанного в Центральном институте авиационного моторостроения

90 лет в движении

История института, основанного 3 декабря 1930 года, — ​это история отечественного авиационного двигателестроения. При непосредственном участии ЦИАМ были созданы практически все отечественные авиадвигатели. Сегодня ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова» — ​это головная научная организация авиадвигателестроения, осуществляющая полный цикл исследований, необходимых при создании авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также научно-техническое сопровождение эксплуатации изделий.

Современные разработки ЦИАМ были широко представлены на форуме «Транспорт России-2020»
Современные разработки ЦИАМ были широко представлены на форуме «Транспорт России-2020»

​3 декабря 1930 года на заседании Революционного Военного Совета СССР было принято решение об объединении винтомоторного отдела ЦАГИ и отдела опытного моторостроения авиационного завода им. М. В. Фрунзе в единый Институт авиационных моторов. Этот день считается днем рождения ЦИАМ. Приказом Народного комиссариата тяжелой промышленности от 1932 года Институт авиационного моторостроения был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения — ​ЦИАМ. В сентябре 1933 года ЦИАМ было присвоено имя заместителя наркома тяжелой промышленности Петра Ионовича Баранова, внесшего значительный вклад в развитие авиа­ционной промышленности Советского Союза (П. И. Баранов погиб в авиационной катастрофе в сентябре 1933 года).

В ноябре 2014 года ЦИАМ вошел в состав Национального исследовательского центра «Институт им. Н. Е. Жуковского». Сегодня цели и задачи института предусматривают формирование научно-технического задела, разработку критических технологий, научно-методическое обеспечение и непосредственное участие в создании и сертификации перспективных двигателей. Среди совместных проектов с промышленностью следует отметить участие в работах по обеспечению технологической готовности создания базового двигателя пятого поколения — ​ПД-14 — ​для самолета МС-21.

К приоритетным направлениям деятельности ЦИАМ также относятся расчетно-экспериментальные исследования в обеспечении создания двигателей для самолетов и вертолетов гражданской авиации 2020-х годов, исследования в области создания двухконтурных турбореактивных двигателей большой тяги, разработка технологий по снижению шума и эмиссии вредных веществ авиационных двигателей, совершенствование технологий проведения экспериментальных работ.Делегация Минпромгорга России у стенда ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова

Делегация Минпромгорга России у стенда ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова
Делегация Минпромгорга России у стенда ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова

​Все переходит в «цифру»

​Важное новейшее направление — ​применение цифровых технологий для решения задач авиа­двигателестроительной науки.

— Цифровизация имеет громадное значение для авиационного двигателестроения, ведь двигатель является одним из самых сложных технических объектов, — ​комментирует генеральный директор ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова» Михаил Гордин. — ​Прогресс в данном направлении разителен, и это развитие непрерывно. Мировой опыт свидетельствует, что авиадвигатели все в большей степени становятся «неметаллическими», использование композиционных материалов стало одним из определяющих направлений совершенствования авиатехники. Особенно востребованы цифровые технологии при отработке новых конструктивно-технологических решений, например, конструкций из композиционных материалов, когда одновременно формируются материалы, конструкция детали и технология ее изготовления. Эти методы должны применяться как при проектировании, так и при проведении испытаний, подтверждении соответствия сертификационным требованиям.

Ряд реальных испытаний цифровые технологии позволяют заменить виртуальными. Тем не менее, как подчеркнул Михаил Гордин, любые модели необходимо проверять натурным экспериментом, верифицировать и валидировать — ​цена ошибки в авиации слишком велика.

По мнению генерального директора ЦИАМ, учитывая сложности комплекса задач по созданию деталей и узлов, можно констатировать, что одна из областей науки и техники, в которых цифровизация на протяжении всего жизненного цикла конструкций имеет особенно большое значение, находится сегодня на стыке двух важнейших тенденций развития двигателестроения — ​моделирования и внедрения композиционных материалов.

Достижению заданных целей способствует эффективное сотрудничество. Михаил Гордин рассказал об успешном опыте работы ЦИАМ с МГТУ им. Н. Э. Баумана и МИЦ «Композиты России» в части прошивки армирующих слоев для повышения межслоевой прочности деталей из композиционных материалов. Разработанная МИЦ по заказу ЦИАМ технология была внедрена на опытно-технологическом участке института и применена в изготовлении лопатки вентилятора из углепластика.

Читайте также:

-4