Найти тему
Вход в будущее

Бабушки: в городе, деревне – разные судьбы и одна жизнь

Когда думаешь о будущем, особенно, когда дело движется к старости, больше всего волнует вопрос: с кем ты будешь, один или со своей семьёй, когда придёт время закрыть глаза навсегда. Ведь вся радость жизни в пожилом и старческом возрасте зависит от того, есть ли у тебя близкие люди. Уход из земной жизни для человека очень важен, и хочется кончины «мирной и не постыдной». Какой она будет для каждого конкретного человека, Бог весть, мы же можем лишь наблюдать чьи-то земные судьбы со стороны.

Хорошо на скамеечке
Хорошо на скамеечке

У меня тоже возраст далеко не молодой и я давно бабушка. Как и у многих семейных людей, у кого есть дети и внуки, каждый год жизни можно делить пополам: весна и лето – в деревне, осень и зима – в городе. Но есть и другие бабушки, которые всегда жили только в деревне.

У меня есть возможность сравнить эти судьбы, чтобы кто-то из молодых, прочитав небольшие истории из их жизни, что-то взял для себя на заметку (для сравнения).

  • Всех своих бабушек я знаю с самого раннего детства, и хотя я их называю бабушками, по возрасту они мне мамы. Я – городская бабушка, они – деревенские. Приезжая каждый год в свою деревню, я первым делом пытаюсь узнать, как там прозимовали мои «родные». Деревня у нас небольшая, всего домов двадцать. Сейчас это в основном дачники. Коренных жителей осталось только двое, это они - мои бабушки.

Так вот, их жизни заставляют о многом задуматься. Здесь дело даже не в том, где они живут, а как складывалась их судьба, как они подходят к своему концу. И бабушке М. и бабушке Н. уже под 90 лет, как и моей маме, которая живёт со мной в городе, но как грустно бывает наблюдать за этими годами глубокой старости.

У М. есть два сына, но они не живут с ней. У них свои семьи, дети, внуки, заботы, дела. Конечно, они приезжают и навещают её, но живёт она одна. Скотины не держит, правда куры есть и небольшой огородик. Но вот что удивительно, в этом возрасте, когда требуется осмотр врачей и лечение, ведь болезни в таком возрасте есть у всех и достаточно тяжёлые, баба М. до сих пор на своих ногах и держит хозяйство. Конечно, в больницах она тоже побывала, но зная и видя её больные ноги, все распухшие и с выступающими венами я до сих пор не могу понять, как она держится.

Скорее всего, привыкнув жить на земле, её спасают труд, свежий воздух и чистая ключевая вода. Характер, правда, у неё еще тот, матом ругается почём зря, и привыкнуть к этому не возможно. Если что-то не по ней, так отчехвостит, мало не покажется. Так у неё и с внучкой не заладилось из-за её характера. Сама ведь хотела отдать ей часть своего надела под застройку дачи, но что-то видимо не поделили. Соседи сказали, что ругань была ещё та. Так и уехала внучка ни с чем. Взяли потом с мужем участок в соседней деревне и живут в мире. А вот нашей бабе М. придётся доживать век в одиночестве. Скорее всего, она привыкла жить одна и ей так комфортнее. А я, даст Бог, навещу её следующим летом.

У бабы Н. муж был, а вот детьми не обзавелись. Жили достаточно отчуждённо от всех, общались с соседями мало. Было две племянницы, которые приезжали к ней летом, сейчас они тоже давно бабушки и ездить из города, помогать ей на земле уже не могут. Муж умер давно, и ещё несколько лет Н. пыталась как-то обрабатывать землю самостоятельно, но к своим теперешним годам что-то делать уже не в состоянии. У неё тоже была проблема с ногами, но с самого детства. Ноги круглые как колёса, было понятно, что к старости будут проблемы.

Так и получилось. Последние несколько лет она уже могла ходить только на костылях и то, по дому. Летом выходила посидеть у крылечка на солнышке, а дальше пройти была уже не в состоянии. Хорошо, что на селе, как и в городе, работает социальная служба. Соцработник приходила к ней регулярно: приносила еду, иногда готовила, помогала убираться и беседовала какое-то время, хотя, насколько я понимаю, в обязанности соцслужб это не входит.

С козочками веселее
С козочками веселее

Может быть, так и продолжалось бы до последнего вздоха, но зимой уже стало не под силу топить печь и готовить, передвижение затруднилось совсем. И что удивительно, ведь племянница предлагала ей жить с ними в городе, они были готовы потесниться даже в своей малогабаритной квартире, но Н. напрочь отказалась. Не захотела быть никому в тягость.

На следующий год её определили в дом престарелых. Сначала это была больница в более или менее крупном областном городе, но с началом пандемии Коронавируса всех бабушек развезли в больницы своих деревень. Там их позыкрывали в палатах по 4-5 человек: выход на улицу запрещён, свидания запрещены. Можно, разве что подойти к окошечку и помахать ручкой (если разрешит администрация), ну и по телефону, конечно, можно позвонить, справиться, как дела?

  • Только мне самой не хотелось бы находиться под такой опекой. Как бы тяжело не было, куда бы судьба нас не забросила, ведь всякое может быть, дай нам Бог всем старушкам входить в жизнь вечную так, чтобы провожали нас близкие и родные люди.