Найти в Дзене

Дом времен крепостного права. 56-летняя Валентина Герольд из Дешовок вынуждена жить в ветхости и в холоде. Топить – запретили

Дом 15 на улице Крестьянской выглядит даже не ветхим, а каким-то изнеможенным. Кажется, ветер дунет – и он развалится. Внешний вид соответствует возрасту – избе больше ста шестидесяти лет. Так уверяет хозяйка, Валентина Николаевна Герольд. А это значит, что  дом на Крестьянской застал ещё крепостное право. Стоит ли говорить, что никаких бытовых удобств тут нет и в помине?  А недавно случилась беда: у Валентины Николаевны произошло возгорание. О причинах рассказали в службе пожарного надзора: искры, вылетевшие из трубы, упали на крышу.

Как тут жить?

Хозяйка приглашает нас в гости. Первый вопрос, который приходит в голову: как тут вообще можно жить? Две крохотных комнаты, часть пространства в которых скрадывает печка. Она же плита, на которой Валентина готовит. Сейчас, когда ей запретили разжигать печь, приходится использовать газ в баллонах. А отапливаться электричеством. Чтобы купить обогреватель, женщине пришлось обращаться за помощью в Оптину Пустынь. «Мне там иногда помогают деньгами, продуктами… Я ведь не от хорошей жизни прошу помощи-то», — объясняет Валентина Николаевна. Не от хорошей жизни, а вернее – пенсии в 10 тысяч и такой же зарплаты, женщина вынуждена включать обогреватель как можно реже.

-2

«Скоро за свет счет придет о-го-го! Из-за такого-то отопления», — горестно вздыхает она. Кстати, для стирки хозяйка тоже использует электроприбор воду греет …кипятильником.

Валентина Николаевна в разговоре с нами снова и снова переживает пожар: загорелось, позвонила сыну, тот прибежал, стали тушить, а к приезду пожарных огня уже и не было. Но нас тут больше поражает не её рассказ, а само жильё Герольд. Вёдра с водой стоят рядом с печкой, тут же – кровать, на которой уютно раскинулись котята. Это помещение им больше подходит по размеру, чем Валентине. Между кроватью и печкой – проход в полметра. Другая комната – просторнее. Две тумбочки, комод – деревянные, старые. Не дом, а краеведческий музей. На комоде стоит маленький холодильник – видно, для экономии места. А в углу даже поместились телевизор и зеркало. Небольшие, правда, но есть.

-3

К трудностям привыкла

С трудностями Валентина сталкивается всю свою жизнь. Вот сына  вырастила одна, на алименты подавать не захотела. Конечно, было сложно. О бытовом удобстве не было возможности думать, какой тут ремонт… Кстати, сын женщины и его семья живут неподалеку, но, как мы поняли, возможности у них забрать маму к себе нет там тоже свои финансовые сложности.

Тягостно как-то в доме Герольд. То ли от тесноты, то ли от неяркого света обычной электрической лампочки, которая висит под низким потолком. А может, от обшарпанных обоев на стенах…

Валентина Николаевна уверяет, что у нее было решение комиссии о признании дома не пригодным к проживанию и аварийным. Но найти их не может.

Чтобы помочь женщине, начинаем тоже искать её документы. Безрезультатно.

-4

Как помочь

Звоним главе администрации Дешовок, Ольге Фоминой. «Про возраст дома не знаю. Выглядит, конечно, ужасно. Стоит ли Герольд на очереди – не знаю. Документов об его аварийности у меня нет», —  говорит Ольга Викторовна.

«К сожалению, программа по переселению из-за ветхости доступна только для многоквартирных домов. Или для муниципальной собственности. А этот дом не относится к этим категориям. Даже если бы он был признан аварийным, все равно не вошел бы в программу», —  это сказала нам начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации района Анна Халина.

А вот еще одно мнение: «Дом находится в страшном состоянии. Тут трудно даже слова подобрать. Топить печку нельзя – загорится в любой момент. Дальше, конечно, не наша компетенция – скорее, соцзащиты. Мы там сами боялись, как бы на нас все не рухнуло», —  это прокомментировал еще один «гость» Валентины, который здесь был неделю назад, пожарный инспектор Денис Захаров.

-5

Неужели этот «долгожитель» должен рухнуть на голову Герольд?

Пока в конце этой истории – только многоточие. Но понятно, что оставлять женщину один на один с опасным и холодным домом, который высасывает последние силы и деньги, нельзя.  Вообще, получается дикая история – дом из крепостной России по-прежнему держит в рабстве свою жительницу.  Сюжет для остросюжетной драмы.

Кстати, важная деталь – Валентина Николаевна работает уборщицей в больнице. Может, в этот коронавирусный год правительству стоит поддержать сотрудницу медучреждения, вынужденную жить в таких условиях?

-6

Мы рассчитываем привлечь к этой истории юристов – возможно, они найдут лазейку в законодательстве и  в программе по переселению.

Также мы обращаемся к нашим читателям – давайте вместе попробуем помочь Валентине Герольд.  Кто чем может – словом, советом, деньгами…

Репортаж Анастасии Королевой, редакция газеты "Козельск"
Фото: Василий Батурин

Фото из данного материала в более в качественном формате доступны на сайте газеты "Козельск"

Газета Козельск: Мы передаем смыслы
Официальный сайт издания
gazeta-kozelsk.ru

Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки 👍 если понравился материал. Просим учесть что мы производим ручную модерацию комментариев для исключения оскорблений и спама.