Инквизиция. С точки зрения современного человека — страшный жупел, средневековое пугало, пытавшее рыжеволосых девушек за родство с Сатаной, и отправившее на костер ученого и философа Джордано Бруно. «Молот ведьм», Томмазо Торквемада, «Колодец и маятник». Столько небылиц, легенд и действительно страшных исторических фактов сплетено в тугой клубок вокруг этой ушедшей в прошлое организации…
А теперь представьте мир, в котором инквизиция — единственное, что стоит между обычными людьми и иными существами — теми самыми, об обнаружении и допросах которых и рассказывает «Молот ведьм». И пусть эти твари внешне никак неотличимы от человека, в них давно уже не осталось ничего человеческого, а самих людей они воспринимают как ресурс для удовлетворения своих странных (страшных!) целей.
Германия, конец четырнадцатого — начало пятнадцатого века. Но это НЕ Германия из нашей истории. «Молот ведьм» был написан на сто лет раньше, чем в нашей реальности, и это ДРУГОЙ «Молот ведьм» - ведь по его наставлениям ловят НАСТОЯЩИХ ведьм, колдунов, вампиров и оборотней. Под руководством Конгрегации по делам веры Священной Римской Империи создается академия Святого Макария — специальное училище по подготовке спецкадров, которые в поисках нечисти руководствуются уже не только верой и молитвой, но и логикой, практической психологией и детальным знанием предмета поиска. Курт Гессе — выпускник этой академии, и уже с самого первого дела он попадает в крутой переплет…
Цикл Надежды Поповой — это НЕ альтернативная история, потому что сходство с нашим миром тут лишь внешнее. На самом деле довольно трудно «повесить» на него какой-то недвумысленный жанровый ярлык, потому что, во-первых, его части заметно отличаются друг от друга (например, первая — это почти чистый классический детектив лишь с некоторыми элементами мистики, а ближе к концу магией и демонологией насыщены чуть ли не две из каждых трех страниц), а во-вторых это просто неважно. Какая разница, что за жанр, если книга интересная и захватывающая? Детектив, мистическое фэнтези, средневековый исторический боевик - в «Конгрегации» все сливается воедино, образуя увлекательный калейдоскоп событий и ярких персонажей.
Что особенно приятно — главный герой цикла Курт Гессе начинает свой цикл зеленым-презеленым выпускником, эдаким «интерном» от инквизиции, и глава за главой, книга за книгой он по крупицам набирает опыт, а одновременно с этим процессом теряет наивность и представление о мире, делящемся на «черное» и «белое», превращаясь в матерого аса, все повидавшего и ничему не удивляющегося, но все еще сохраняющего в глубине души огонек человечности и веры в то, что «наше дело правое».
В чем-то эта книга перекликается с «Мракобесом» Елены Хаецкой, хотя, конечно, «Конгрегация» в целом несет в себе более оптимистичный заряд. Главное, что их объединяет — это то, что при всей размытости моральных принципов главных героев (а к концу цикла Курт Гессе уже не так уж сильно отличается от бродячего монаха Иеронимуса фон Шпеера), они оба совершенно четко видят последнюю черту, которую переступить нельзя, потому что за ней — Зло.
И подытоживая уже не с философской, а с читательско-бытовой точки зрения, отмечу: несмотря на то, что, как справедливо подмечали некоторые критики, местами действие во всех книгах «провисает» благодаря пространным размышлениям героев и длиннющим диалогам на общие темы, взявшись за цикл, я сам не заметил, как вдруг оказался в конце четвертой части. Читается на удивление легко, поэтому книгу смело рекомендую для чтения в любое время, будь то дома у камина или в общественном транспорте по дороге с работы домой. Наслаждайтесь!
Понравился обзор? Поддержите канал - лайком, комментарием, подпиской! И читайте статью о "Мракобесе" Елены Хаецкой на канале.