Лицензионное голландское ТВ-шоу Tne Voice, которое в нашей стране называется "Голос", стартовало на Первом канале - страшно сказать - 5 октября 2012 года.
То есть, аж 8 (!) лет назад.
Сейчас в России идет 9-й сезон телепроекта - для взрослых.
(А ведь есть еще "Голос Дети" и "Голос" для пожилых людей!).
Казалось бы, сам формат и сам телепроект, с неизменным ведущим Нагиевым с его неизменными шутками-прибаутками (вроде этого набившего оскомину "Добро пожаловать на борт") должен был давно надоесть телезрителям.
И отчасти, в общем, это и случилось. Многие зрители отвалились (или, по крайней мере, говорят о том, что проект больше не смотрят).
Но многие остались.
На протяжении всех этих лет неоднократно менялся состав жюри. И если к ультра-профессионалам музыки вроде Александра Градского или Леонида Агутина вопросов не было и нет, то по поводу остальных (особенно персонажей вроде Шнура или Басты) зрители бесконечно ссорятся в соцсетях.
Как ссорятся они и по всем остальным темам - кто как выступил, почему на "слепых прослушиваниях" берут одних и не берут других, "как можно было не повернуться к этой девочке (этому мужчине, этой женщине, этому мальчику, ненужное зачеркнуть)?!! Судьи что - глухие что ли совсем?!" и так далее, и так далее.
В осеннем сезоне 2020 года, когда все и так взвинчены и злы из-за бесконечной пандемии коронавируса, зрители "Голоса" уже активно пересобачились из-за участников вроде Будниковой, которую взяли в шоу, а других, явно более голосистых, ярких и талантливых, почему-то не взяли.
К тому же в этом сезоне продюсеры и режиссеры Первого канала, кажется, приложили большие усилия, чтобы сдвинуть этот вокально-музыкальный (!) проект в сторону цирка и клоунады. Потому что во многие моменты программа осенью 2020 года напоминает какой-то то ли "Камеди-клаб", то ли глупое "Кривое зеркало".
Участники чудные, номера странные, судьи друг с другом постоянно грызутся, Шнуров всех обесценивает, Гагарина то не присутствует, то толком не участвует, занимаясь, кажется, какой-то профанацией вместо анализа выступлений и честных оценок конкурсантов...
И все-таки несмотря на все раздражение, на слабые выступления, дурацкий выбор песен, нелепые поступки членов жюри и раздражающих участников, аудитория по-прежнему смотрит "Голос".
9-й сезон подряд.
Не отлипает от экранов каждую пятницу стабильно.
Как говорится, "мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус".
Почему?
Ларчик открывается просто.
"Голос" - пожалуй, единственный телепроект, в котором отсутствие или наличие таланта невозможно подделать и/или скрыть за спецэффектами, режиссурой и медиа-шумом, "накрутив" соцсети.
В эпоху, когда любого, извините, дурака без таланта, но с большим количеством татух, прической из дурдома и психопатическим поведением можно за пару недель раскрутить в "популярного блогера", купив рекламу у таких же блогеров в Инсте, Тик-Токе и других соцсетях, "Голос" остается островком подлинности.
Можно пропустить голос условной пресловутой "бузовой" через мощные компьютеры и специальные программы, чтобы усилить его и сделать так, чтобы ее так называемое "пение" звучало чисто.
Можно снять роскошные клипы со спецэффектами. Без проблем можно закупить рекламу так, что некая "песТня" будет звучать из каждого утюга, а клип станут наперебой хвалить всякие "лидеры мнений".
Все это - без проблем. Собственно, оно так и происходит, нас постоянно бомбардируют такими под(д)елками через все виды медиа.
Но ничего не свидетельствует о настоящем музыкальном даре и мастерстве человека более убедительно, чем его ЖИВОЕ выступление.
Не записанное с 76-го дубля и смонтированное по кадру профи, а живое выступление под оркестр. Или просто под гитару, под рояль, под инструментальный квартет.
Живое выступление для музыканта - вокалист он или инструменталист, не важно - это момент истины.
У участников "Голоса" нет второго шанса выйти на "слепые прослушивания" - они выходят ОДИН раз и поют один раз так, как могут.
На прямых эфирах участники "Голоса" тоже выдают именно то, что могут ОНИ - а не компьютерные программы по "вытягиванию голоса" (в которые, в общем-то, можно наговорить алфавит и дальше при мастерстве программиста может даже получиться что-то похожее на вокал) или гении звукорежиссуры, способные превратить в песню даже откровенное блеяние.
Всякий раз, когда хороший музыкант начинает играть или петь живьем, все остальные шарлатаны, самозванцы и имитаторы уходят на второй план. Они сливаются, потому что этому нечего противопоставить.
И именно за эти моменты максимальной концентрации, интриги и энергетической сосредоточенности мы любим шоу "Голос".
Любой зритель понимает, что телевидение - это территория множества дублей, чародеев компьютерной графики, умелых стилистов и дьявольски хитрых режиссеров.
Мы уже знаем, что любую некрасивую и/или симпатичную, но дико измученную жизнью женщину всего за 24 часа можно превратить в голливудскую диву - достаточно, чтобы над ее обликом дружно поработали высококлассные косметологи, визажисты, парикмахеры и стилисты. И всё - эффект обеспечен. Про это тоже есть целые телепроекты.
Мы понимаем, почему блогеры-кривляки из тик-токов так сильно рвутся в "певцы", почему они пытаются записывать свои "треки", снимать клипы и окучивать именно музыкальную поляну - не только потому, что на ней есть деньги. А потому что это попытка прислониться к чему-то настоящему - а настоящая музыка всегда производит впечатление чуда, волшебства.
Но нельзя за 24 часа превратить бездаря в классного певца или певицу.
Можно создать эффект. Но любое живое выступление покажет - "голый" этот претендент на звание короля (как в сказе Андерсена) или нет.
Зато можно всего за несколько недель, пока идет шоу "Голос", показать талант - ЕСЛИ ОН ЕСТЬ.
Примеры таких талантливых людей мы видели за эти 8 лет, пока идет "Голос", много раз. Настоящих музыкантов, а не бесконечных киркоровых в тоннах злата-сЕребра, усыпанных камнями, которые пытаются надеть на себя для верности всю брендовую одежду сразу - чтобы проорать "я тут главный певец! не забывайте!".
Шоу "Голос" в его лучшем проявлении - это, без сомнения, сказка про Золушку
Про талантливого человека, который наконец получает возможность раскрыться и заниматься творчеством, а не очищать золу с кастрюль.
"Голос" возвращает нам веру в том, что в нашей (!) стране есть не только всякие тимати, моргенштерны и "па-не-руске" поющие чьи-то "тёлочки", которые на самом деле не владеют ни одним музыкальным инструментом (в отличие, к примеру, от западных звезд, большинство из которых свободно играют на разных инструментах) и в общем даже не умеют петь.
"Голос" возвращает нам веру и уверенность в том, что талантливые люди здесь есть и их много.
Да, очередной "Голос", а затем мир шоу-бизнеса берет свое и люди псевдонимами, больше похожими на клички животных, продолжают окучивать зрителя.
Но на время таланты занимают положенное место.
А некоторым участникам "Голоса" за эти 8 лет удалось не только показать себя, но и закрепиться на сцене. Это сделало нашу эстраду точно лучше!
Поэтому мы смотрим и будем дальше смотреть "Голос".
Ведь в лучшие моменты это - магия, волшебство и справедливость, когда талантам воздается должное.