Найти тему
Княжна Тараканова

Почему "До свидания, мальчики" Окуджавы нужно петь в школе вместе с ребятами

Школьная программа сегодня устроена довольно свободною. Есть там круг обязательных текстов. И есть - обширный список рекомендованных, из которых автор программы, учебника или учитель могут выбирать сами.

Увы, стихи и проза о войне попадает в этот второй список.

Единственное, что обязательно читают все ребята - это "Василий Теркин" Александра Твардовского и его же стихотворения о войне.

Да, в школе больше не проходят «Молодую гвардию» Фадеева и «Повесть о настоящем человеке». И слава Богу, что в списке появились авторы, которых раньше не было, например Булат Окуджава.

Говоря о войне, учителя зачастую скатываются в излишний пафос. Доводилось общаться с нашими словесниками, и, увы, они не видят в этом проблемы. Но подросток не воспринимает пафоса, для него это пустые разговоры. Или еще хуже -  повод устроить дискуссию, "как старперы рассказывают, что деды на войне воевали".

Именно поэтому с подростками сложно говорить о войне. Разговор скатывается или в патетику, или в страшные подробности, жестокость и насилие. Либо в военную историю — полки, сражения, фронты. И получается или разговор, далёкий от детей, даже часто нечестный, лицемерный. Либо разговор, далёкий от человеческой стороны вопроса. Бывает, что мальчики-девочки увлекаются историей, начинают думать, что война — марки танков и типы оружия. Но война — это другое…

Поэтому то, во что можно погрузиться за один урок, тексты, которые можно по-настоящему проанализировать и прожить, присвоить, так нужны сегодня в школе. "До свидания, мальчики!" - как раз такой пример.

Кадр из фильма Михаила Калика "До свидания, мальчики", 1964 г.
Кадр из фильма Михаила Калика "До свидания, мальчики", 1964 г.

Пройдя через всю войну, Окуджава писал о войне не так, как все – "непарадно и лирично". Воспоминания военных лет он пропустил через сердце и создал строки, которые до сих пор помнят во всех постсоветских республиках.

Песни Окуджавы поют каждый год в его день рождения, удивительным образом совпавшим с днем Победы в Великой Отечественной. Об этом совпадении Борис Шалвович говорил всегда радостно, но без эйфории. Для бывшего фронтовика, потерявшего родителей во время репрессий 30-х годов, многое, в том числе слава, казалось незначительным по сравнению с тем, что пришлось пережить еще в юности.

-2
"Воевал не я. Воевал юноша с моим именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном "врагов народа", и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна".

Любопытно, что название "До свидания, мальчики" было дано не только песне. В 1958-ом году появились стихи Окуджавы.  Через 4 года, в 1962-ом году была написана повесть Бориса Балтера. Тот и не скрывал, что позаимствовал название у Окуджавы. В 1964 вышел одноименный фильм, где прозвучала эта песня.  В 70-ых годах появился ещё и спектакль. Судьба фильма сложилась не очень счастливо, после премьеры он не стал громким событием, а вскоре и вовсе был запрещён к показу.

Но песня полюбилась и осталась.

До свидания, мальчики!
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Читайте так же:

Кавалер ордена "Красной Звезды" Юрий Белаш и его "Окопные стихи", которые никогда не попадут в учебники за правду

Юлия Друнина "Я только раз видала рукопашный..." Она оставила из 50 строк этого стиха всего 4. И они стали легендой!

"Сороковые, роковые..." Поэт Давид Самойлов, он же Дезик Кауфман - автор исповеди 20-летних, встретивших юность в окопах