Найти тему

ЕГЭ по химии. Что это, для чего и почему так много недовольных

Я понимаю, какие комментарии могут пойти после опубликования. Но мое мнение останется неизменным.

Итак, в этой статье я хочу рассказать не о причинах, не о необходимости или сравнении эффективности с традиционными экзаменами. Я хочу описать свое мнение о роли и конечной цели этого экзамена, основанное на многолетнем (ха-ха, всего 7 лет) наблюдении за школьниками в качестве и школьного учителя, и частного преподавателя.

Так сложилось, что я был какое-то время учителем в обычной школе. Недолго, всего пол года. Потом как-нибудь напишу о причинах ухода. За те недолгие 6 месяцев я успел пообщаться с детьми 8-11 классов. И подавляющее большинство боялись ЕГЭ, кстати, небезосновательно. В большинстве своем из-за того, что находились такие коллеги, которые убеждали детей в сложности и великой трудности сдачи ЕГЭ, потому что оно теперь стало похоже на олимпиаду. Другие говорили о нехватке часов для успешной подготовки в условиях школы. Но большинство или почти все воспринимали этот экзамен как выпускной за основной курс школы. Особенно родители. А назначение ЕГЭ совершенно иное. Если посмотреть на него с точки зрения вступительного испытания в ВУЗ, то все становится на свои места. Есть легкие задачи, есть средней сложности и есть высокого уровня сложности. Решение одних или других в разной степени влияет на конечный балл. И, в итоге, отражает готовность абитуриента к получения более сложных и обширных знаний. Программа ВУЗа базируется на фундаменте школьного курса. На определениях, простейших формулах, понимании простых фактов и умении эти факты связывать между собой. Без хорошей школьной базы овладение высшим образованием становится сложной задачей.

Конечно, ЕГЭ строится на школьном курсе химии. Вот только оно строится таким образом, чтобы решить его можно было только понимая что ты делаешь. Те, кто ругался, подавал в суд, я более чем уверен, готовились по тестам в интернете. Многие так и говорили: на сайте решуЕГЭ такого не было. Верно, не было. Потому что на этом сайте даны типовые, подчеркиваю, типовые задания, отражающие суть экзамена. И ни в чем не виноватые дети, не зная что делать, готовились по ним. Они запомнили ответы на типовые вопросы и не нашли их в реальном экзамене. Потому что, повторюсь, на ЕГЭ требуется понимание предмета. Умение не только пересказать определение из учебника, но и применить его в задаче, найти взаимосвязь с другими темами и т.д.

Виноватых тут много. Но суть такова - предмет нужно изучать систематически с решением разнотипных задач. Нужно много тренироваться и много читать. И, самое главное, не решать только тесты. Скорее, даже так: к тестам подходить только после окончательного понимания темы.

Я понимаю, что далеко не в каждой школе хватает часов для глубокой проработки предмета. Не каждый учитель может эффективно готовить. Но подготовиться к ЕГЭ по химии только в школе реально. Если нет такой возможности, то придется прибегать к помощи частных преподавателей. Или заниматься самому. Рецепт таков: вначале нужно четко овладеть теорией по конкретной теме, научиться решать простые школьные задачи, потом переходить к более сложным и только потом пробовать решать тесты. И не любые, а максимально приближенные к экзаменационным. Я в своей работе опираюсь на сборники Доронькина, Медведевой, Сажневой, Февралевой.

Желаю всем, кто хочет сдать этот непростой экзамен удачи. Готовьтесь грамотно. Спасибо за внимание.

Ваш, к.х.н., м.н.с.