Привет, мои киноманы и любители хороших историй!
Недавно мы с друзьями обсуждали умение человека ценить произведения искусства (кинематографического, в том числе).
Сошлись на том, что неплохо бы получить теоретические основы и где-то через «не хочу» и «не могу» идти к познанию при помощи, например, музыкальной или художественной школы, если речь идет о классической музыки или живописи.
Но как привить к себе любовь к качественному кино? Как научиться отличать качественное кино от проходного? Это не входит в дополнительные занятия или курсы продленки.
Ни в одной школе дополнительного образования нет курса «Теория кино для самых маленьких». Если это реально, пишите в комментариях, где.
Я после Базового курса сценариста в киношколе «Снегири» убедилась в важности насмотренности и стала включать в еженедельный список потребляемого контента хотя бы по одному фильму из списков «обязательных к просмотру».
Это была и общепризнанная классика, типа «Бегущий по лезвию», «Ребенок Розмари», «Любовное настроение», и картины, которые рекомендовали во всех книжках по сценарному мастерству, например «Касабланка», «Китайский квартал» и другие.
Я и мужа подключила к этим «образовательным» просмотрам. И они стали именно «образовательными», но никак не «развлекательными».
Мне стыдно признаться, как сильно я, например, заставляла себя смотреть «венец сценарного мастерства» — «Китайский квартал» Романа Полански: мы прошли все стадия принятия от отрицания, через депрессию, гнев и торг.
Я мысленно повторяла себе «это легендарная и очень хорошо выстроенная история, с грамотно развешенными ружьями, интересным и в то же время читаемым подтекстом, занимательными метафорами и диалогами».
Но эти два часа из жизни показались вечностью (слышали, что время относительно, я это ощутила в полной мере).
«Бегущего по лезвию» (первую оригинальную часть) я вообще смотрела в четыре захода, дважды засыпала и один раз выключала, потому что было жутко неинтересно.
Хотя этот фильм — образец философских высказываний на тему человечности, дополненный невероятными на то время проработанными декорациями.
И дело было, отнюдь, не в том, что это достаточно старые фильмы, ведь такая классика должна оставаться актуальной во все времена. Дело было в тягучих кадрах и медитативных планах, которые растягивали и растягивали достаточно понятные и короткие истории в объемный хронометраж.
После нескольких таких «образовательных» вечеров, я пришла к мысли о том, что эти фильмы не для нашего поколения. Мы привыкли к быстрому потреблению информации, я, например, часто смотрю ролики с ускорением в 1,5 раза.
И это нормально.
Не нужно стыдиться, если тебе вдруг «не заходит» классика мирового кинематографа. Ты не критик и не киновед, все в порядке.
Хочешь просветиться — круто. Но не нужно себя насиловать.
И если тебе станет легче, то Сид Филд (американский писатель, автор многочисленных книг по написанию сценариев) заснул на первом просмотре «Китайского квартала». И только после второго просмотра назвал картину шедевром.
Киноискусство, как и любое искусство — очень субъективно.
А что самое тяжелое приходилось тебе смотреть из классики кинематографа? Бывает же такое, все рекомендуют, садишься, а там...
Понравилась заметка? Ознакомься с предыдущими киноразборками, где я рассказываю, когда исчезнет супергеройское кино.
С любовью к кино, Саша Кинокраш.