В 1949 году свет увидел фундаментальный труд Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии «Тысячеликий герой».
Вслед за своими братьями структуралистами* исследователь утверждал, что большинство легенд, сказаний и мифов имеет общий сюжет. Однако, он не зацикливался только на поиске схожих фольклорных историй, а выявил универсальный алгоритм становления героя в «народном» и «цивилизованном» мифотворчестве.**
Следуя за архетипичным героем (созданный на фоне типичных архаических символов, живущих в нашем бессознательном) Кэмпбелла, предлагаю разобрать структуру приключений двух известных персонажей: Моисея ветхозаветного пророка и Гарри Поттера волшебника из Хогвартса.
1. Антагонист.
Да, я планирую начать именно с антагониста, ибо его появление обозначено еще до рождения наших героев.
Сказочный злодей имеет раздутое эго, он низвергает человечество в состояние духовного ничтожества, считает свое «я» высшим и присваивает единоличное право выносить суждение о мироустройстве.
Главный антагонист Гарри Поттера Волан -де-Морт. Волшебник, увлекшийся темной магией. Он достиг бессмертия, благодаря запретному заклинанию, и терроризировал полукровок. Шовинист чистой воды.
Антагонизм в Ветхом Завете представлен в лице фараонов. Высшее лицо египетской власти сначала обратило в рабов потомков Авраама, а после устроило геноцид еврейских младенцев, в попытках сократить численность бедноты.
• Общество, уставшее от тирании, жаждет вновь встретить того, кто знаменовал бы собой спасение, того, «кто станет олицетворением божества в мире исковерканных тел и душ».
2. Детство героя.
С момента рождения или зачатия герой наделен исключительными способностями. Его путь — это ряд чудес, следующих друг за другом.
Мать Гарри Поттера пожертвовала своей жизнью ради сына в неравной борьбе с Темным Лордом. Она защитила отрока древнем заклинанием, которое должно было оберегать героя до совершеннолетия. В добавок ко всему малолетний Гарри Поттер стал незапланированным крестражем Волан-де-Морта, после чего заклятые враги смогли проникать друг к другу в сознание, а также герою передалась способность антагониста разговаривать со змеями.
Моисей родился в пик геноцида еврейских младенцев мужского пола. Мать героя, очарованная красотой ребенка, пыталась прятать его 3 месяца, но затем «не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки». Нашедшая дитя, дочь фараона сжалилась над ним и нарекла своим сыном, дав ему имя «Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его»***.
• Быть героем- это судьба, а не личное достижение.
3. Зов странствий.
Промах или чистая случайность открывает перед человеком мир, о существовании которого он не подозревал.
Первый «промах» Гарри Поттера произошел в зоопарке, когда тот, подавленный высокомерием своей семьи, случайным образом затеял беседу с питоном. Сюжет Роулинг более богат нежели Ветхий Завет. Она вводит в историю предвестников зова странствий: армию сов-почтальонов и Хагрида- мрачного на внешний вид человека, вселяющего ужас с точки зрения обыденного окружающего мира (типичный предвестник).
Ошибкой Моисея была простая прогулка вне царских покоев. Он увидел, как его братья по нации каторжно трудятся под побои египтян. «Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке». Этот поступок предался огласки, и Моисею пришлось бежать от казни фараона.
• После зова странствий интересы героя простираются за пределы привычного окружения.
• Ошибки не случайность, а результат подавленных желаний и конфликтов. (Фрейд)
4. Сверхъестественное покровительство.
Или персонаж-защитник. В народном фольклоре он представлен в виде старухи или старика. Покровитель обычно дарит герою всякого рода амулеты, которые непременно пригодятся ему в пути, дает наставления и помогает в течении эпического путешествия.
Роулинг так ловко разыграла монету, что сейчас уже не совсем понятно- кто на самом деле был покровителем Гарри Поттера Альбус Дамблдор или Северус Снегг? Так или иначе с помощью знаний, подарков и манипуляций своих наставников герой доходит до конца кульминации.
Покровителя Моисея также можно назвать и предвестником странствий. Первый раз герой увидел его в образе горящего пламенем, но не сгорающего куста. Так к герою впервые явился божий дух, который обрек Моисея на последующие странствия. Особыми дарами в данном эпизоде являются обучение красноречию: «ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Бог здесь предлагает взять в помощники Моисею его брата Аарона) , и волшебный жезл, которым герой будет творить знамения.
5. Преодоление первого порога.
Герой идет навстречу приключениям пока не приходит к «стражу порога», охраняющего вход в царство, где правят некие вещие силы. Образ стража символизирует обобщенное представление о морали и ограничении, которые воплощаются в сознании.
Мне трудно предположить какое из приключений Гарри стало его первым испытанием, где именно он перешел порог. Была ли эта борьба с троллем, знакомство с зеркалом желаний, с тенью, пожирающей единорожку, летающие ключи или волшебные шахматы, а может именно первую встречу Поттера с тем, чье имя мы не произносим в слух, следует считать истинным испытанием первого порога? Но в героических подвигах Гарри не следует сомневаться! Первое испытание Моисея (и его брата Аарона) началось с посещения покоев фараона, где герои по наставлению Бога проделали чудо с жезлом, который превратился в змею, на что жрецы (стражи порога) правителя ответили тем же. Это был первый отказ фараона освободить еврейские племя, после которого последовали «кары господни».
• Первый порог знаменует границы настоящего и неизведанного, за которым прячется тьма и опасность, подобная той, которой подвергается ребенок, лишенный родительской опеки.
• Все неизведанные места (пустыня, джунгли, морские глубины)- это области проекции бессознательного, там где перед нашим сознанием открывается первый порог.
Таковы были первые шаги героев, которые замечательно вписались в канву, созданную Кэмпбеллом. Сорокалетние странствия Моисея полные чудес и испытаний продолжаются на страницах Пятикнижия, а волшебные приключения Гарри Поттера растянулись на семь книг. Что же общего между ветхозаветным автором и Джоан Роулинг? Думается мне, что они точно знали за какие ниточки бессознательного следует тянуть, чтобы увлечь за собой читателя.
*Структурализм - междисциплинарное направление гуманитарных наук 20 столетия, объединившее различные течения на основе изучения структур, использования лингвистических моделей для анализа общества и культуры.
** Наш многоуважаемый автор просить отделять мифологию, созданную огромными производственными цивилизациями и народные сказания охотников и собирателей.
*** Тема воды, перерождения, крещения глубока так же как и наше бессознательное