Почему русские готовы отдать жизнь за христианскую Веру, показал своей мученической кончиной князь Михаил Черниговский
При этом в жизни Михаил не был смиренным монахом, а скорее отважным воином, который воевал как с монголами, так и с русскими князьями. Он вёл боевые действия с Олегом Курским и Даниилом Галицким, покинул опустошённый монголами Киев, отправившись в Венгрию, чтобы женить своего сына на венгерской принцессе. Якобы по поручению рязанских князей к Михаилу прибыл былинный Евпатий Коловрат, который попросил его о помощи в битвах с захватчиками. Михаил отказал ему, сказав, что в своё время не получил от рязанцев помощи, когда воевал на Калке.
Но абсолютно неожиданно, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью Божию». Ярлыка на княжение у хана Батыя князь Михаил брать изначально не собирался, вместо этого он поручил себя Божественной благодати и отправился на духовный подвиг. Перед поездкой к Батыю князь заехал к своему духовному отцу и поделился планами не брать ярлык, на что духовник предостерёг Михаила Черниговского, что, мол, многие князья после поездки к хану прельщались славой власти и губили души. Чтобы не попасть в ту же ловушку, не надо делать того, что недостойно христианина: кланяться нужно только Богу, а не иноверным истуканам. По процедуре, до того, как князьям выдавался ярлык на княжение, монгольские шаманы заставляли их проходить языческий обряд очищения огнем и поклоняться идолам, вдобавок нужно было поклониться «тени Чингисхана».
Михаил Черниговский взял с собой освящённые Дары и отправился к хану на верную смерть за свою Веру и отвержение язычества. У шатров Батыя начинается настоящий духовный подвиг Михаила: князь демонстративно отказывается кланяться языческим истуканам. Монгольский хан приходит в ярость и ставит ультиматум: либо Михаил кланяется богам и остаётся жив с ярлыком на княжение, либо его жестоко казнят. Находившиеся в свите князя бояре умоляют его поклониться божкам, чтобы выжить, а епитимью за предательство Веры разделить на всех. «Не хочу только именем христианским называться, а дела поганых творить», — ответил князь.
Следом Михаил Черниговский произносит знаковую речь, которой позднее будут следовать все русские князья, приезжая в Орду: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, не поклонюсь». Монгольское нашествие русские считали карой за грехи Русской земли, поэтому, если Бог попустил, чтобы Русь была завоевана и претерпела монгольское нашествие, то называть царя владыкой не было святотатством, а вот поклонение языческим идолам считалось предательством Веры.
После своей речи Михаил скинул с себя плащ, который был символом княжеской власти, и кинул его в ноги своим боярам. Этот жест означал окончательное решение принять мученическую смерть за веру во Христа. Михаил со своим приближённым Феодором приняли причастие Святыми Дарами, которые им дал духовник Михаила, и стали петь духовные песнопения. Появились головорезы хана. Они казнили Михаила, и после расправы над князем приспешник Батыя Елдега предложил Феодору поклониться идолам и получить ярлык вместо Михаила, на что Феодор ответил: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой». На монголов этот подвиг русских людей произвёл огромное впечатление. Позднее некоторые из монголов, дивясь поведению русских, приняли христианство. Самым значимым примером был Пётр, царевич Ордынский. Несмотря на прямое родство с Чингисханом, он обратился в Православие, основал монастырь и стал русским святым.
Благодаря сохранению горячей веры в Господа наши предки спасали свои души и сберегали Отечество, принимая испытания со смирением. Этот путь очищения и есть основа для развития нашей Родины.