Я хочу спросить Вас о совести. Для меня, воспитанного на Кимовском "Совесть - это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго", совесть всегда представлялась главным выразителем внутренней интуиции, камертоном, с которым я сверял свои поступки. В последнее время мои желания все чаще идут в разрез с этим камертоном, и возникает вопрос: может быть совесть - это не выразитель внутренней интуиции, а инструмент надсмотрщика? Что такое совесть вообще и как с ней взаимодействовать?
С уважением, Сергей.
P.S. В одной из очень давних рассылок Вы писали о том, что в наших ВУЗах учат устаревшим заблуждениям, и приводили примеры. Может быть Вы можете, если у Вас есть время и желание, привести такие примеры из области физики (меня это интересует как человека, получившего физическое образование)?
Совесть - это нечто совсем другое, чем то, что подразумевает под этим Ким. Совесть может быть только у свободных людей. Совесть есть проявление божественной интуиции. У раба этой интуиции нет, и в силу этого он начинает считать совестью тормозящее действие надсмотрщика.
Наиболее острые формы это принимает у раба, получившего образование и обладающего рефлексией. Совершенно иррациональные ограничения делают его жизнь мучительной, но возводятся им в ранг добродетели. Например, свойственное нашей образованщине комичное неумение брать деньги за свои услуги (у профессионалов такой проблемы не было - вспомните профессора Преображенского, исключение составляли лишь "кухаркины дети" первого поколения).
Именно к такой "совести" и относил Чехов свое категорическое требование по капле выдавливать из себя раба. Именно эти внутренние ограничения, заставляющие совершать нерациональные, но "совестливые" поступки он высмеивал в образах то кланяющихся начальству чиновников, то в образе вешающего земского врача, который из жалости перевязал лапку одной собачке, затем - другой, а к концу недели вокруг его домика уже воет свора больных псов со всей губернии. Думаю, ясно, что это Чехов не о собаках.
Моя мать брала с пациентов половину положенного гонорара, мотивируя это тем, что "не могу брать плату с больных людей". Вопрос - зачем тогда становиться врачом? Работай со здоровыми. Ее дядя в послевоенном Каунасе отказывался взять у пациента конвертик с деньгами не замечая, что конвертик с каждым разом становится все толще. Его страшно удивило, что в конце концов тот упал на колени и со слезами заявил: "Возьмите, доктор! Больше у меня денег нет!".
Эта непрактичность на самом деле является извращенным отражением традиционного русского нежелания зарабатывать. Их всех очень устраивало сидеть на окладе - и до сих пор устраивает, несмотря на то, что оклад уже маленький. Вчера в одной клинике (где уже несколько лет платная форма сосуществует с бесплатной) врач "не смогла" взять у меня деньги за процедуру - пришлось передать ей через другого врача.
Они не хотят и не умеют зарабатывать. Я начал зарабатывать в студенческие годы и знаю, что сколько стоит. Поэтому никогда не возьму меньше или больше. А с этими всегда просто беда.
То же самое относится к вечным метаниям по поводу множества вопросов практической жизни. Они происходят не от "совестливости", а от непрактичности. неспособности принять твердое решение по какому-либо поводу.
Имея в виду эти свойства российской интеллигенции и дал В.И,Ленин свое знаменитое краткое определение: "Интеллигенция - это говно". При всей резкости этого определения, на протяжении долгого времени интеллигенция старательно его оправдывает.
Особенно в этом плане показательны подлизывания задницы Б.Н.Ельцина со стороны писателей и артистов типа пецуха, Ахеджаковой или Михалкова, а также массовое восхищение Вовочкой Путиным после его назначения на высокую должность. Эта массовость хорошо показала, что совести у интеллигенции нет, пусть не путают они с ней свою непрактичность и мнительность по повседневным вопросам. Когда необходим моральный выбор, эти господа действуют аморально.
Я окончательно понял абсолютную правоту Ленина в этом вопросе, когда ознакомился с верноподданнической телеграммой СПб Союза ученых Ельцину от 4 октября 1993 года, где они приветствовали фашистский переворот - а ведь никто их за язык не тянул. Думаю, и эвтаназию они бы тоже поддержали.
Так что еще раз повторю - не называйте эти дерьмовые интеллигентские метания и прочую достоевщину совестью. Совесть может быть лишь у свободных людей. А это все просто проявления холопского духа и холопских выпендриваний. Эту мнимую "совесть" возводят в ранг добродетели лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать свою неуспешность в реальной жизни, сочиняя мифы, будто "пробиться" могут только те, у кого совести нет.
4 апр, 2015
Подписаться на Телеграмм каналы eugenegilbo shel_gilbo