Найти тему

О дореволюционных похоронах и чернушном советском юморе

166 прочитали
кадр из фильма "Веселые ребята"
кадр из фильма "Веселые ребята"

О многочисленных дореволюционных траурных обычаях слышали многие, но некоторые вещи все равно остаются "за кадром". Речь пойдет не о народных традициях, а об организационных моментах. Кто именно организовывал похороны, сколько это стоило, как работали похоронные конторы. Ну и черном юморе на эту тему в известном советском фильме. Что же именно там пародировали?

Когда умирали крестьяне, а их было большинство, все было проще. Похоронных контор в деревнях не было. Хоронили силами общины. Кто-то из местных умельцев мог помочь сделать гроб, кто-то помогал выкапывать могилы на ближайшем кладбище, деревенский батюшка соборовал и отпевал. Были женщины, которых приглашали в качестве плакальщиц. Кладбища не имели четкой структуры. Разница между бедными и богатыми, простолюдинами и благородиями долгое время была прежде всего в близости к церкви. Регламент похорон попытался ввести Петр I. Хоронить стали на третий день, а не в первый же, запретили использовать для гробов дуб и сосну, так как они шли на военные нужды. Похоронная индустрия сформировалась в 19 веке. Тогда и начали активно открываться лавки и конторы с профессионально сделанными траурными товарами. Появились нормативы по расстояниям от кладбищ до жилых домов.

кадр из фильма "Веселые ребята"
кадр из фильма "Веселые ребята"

В 1889 году официально закрепили существование артелей гробокопателей. Похоронные бюро работали как сейчас, только появились так называемые чины погребения в зависимости от социального статуса почившего. К концу 19 века минимальная цена погребения в больших городах стоила 30-40 рублей, а вип-прощание могло стоить и больше 1000. К выгодным клиентам похоронные агенты с предложением своих услуг бежали быстрее лани и чуть ли не дрались на входе между собой. В 19 веке для вип-усопших появились роскошные катафалки, с бархатными шторами и парчовыми покрывалами для гроба, оркестр. А еще частыми гостями мало-мальски серьезных похорон были факельщики. Они несли в начале века факелы и были одеты в черные широкополые шляпы и плащи. К концу века траурные черный цвет сменился на белый, на голове появился цилиндр. Факелы заменили на фонари. Известный юрист А. Ф. Кони в своих воспоминаниях описывает помпезные похороны так: "На черных попонах лошадей нашиты, на белых кругах, нарисованные гербы усопшего. На "штангах", поддерживающих балдахин, стоят в черных ливреях и цилиндрах на голове "официанты", как это значилось в счетах гробовщиков. Вокруг колесницы и перед нею идут факельщики в черных шинелях военного покроя и круглых черных шляпах с огромными полями, наклоненными вниз. В руках у них смоляные факелы, горящие, тлеющие и дымящие. Так как за всей процессией не ведут верховую лошадь в длинной черной попоне, то, очевидно, хоронят не "кавалериста", а штатского. Процессия имеет печальный характер, более соответствующий значению ее, чем современные, - декоративные, с электрическими лампочками и грязноватыми белыми фраками на людях, несущих вместо факелов фонари. Гроб - всегда деревянный, обшитый бархатом или глазетом с позументами. Металлических гробов тогда не было". В факельщики часто шли люди пьющие и помятые жизнью, но не имеющие еще маргинального вида. Похороны второго разряда были менее помпезными. Для третьего разряда все было совсем бедно, а вместо катафалка были дроги - простая грузовая повозка.

И что же мы видим в фильме "Веселые ребята"?

кадр из фильма "Веселые ребята"
кадр из фильма "Веселые ребята"

Персонаж, управлявший катафалком - типичный факельщик. Ткань, которой укрывается Любовь Орлова - с большой долей вероятности была покрывалом с гроба. А если посмотреть на ее сценический костюм в финале фильма, то ребята еще "веселее". На голове цилиндр факельщика, на цилиндре плюмаж для лошади из траурной процессии, в руках траурный фонарь. Платье частично из парчи для гроба и сетки. Сетка похоже на такую, какую накидывали иногда на лошадь во время снегопада. Она задерживала снег, в снегопад налипал на тело лошади, и так его было легко стряхнуть, сдернув сетку одним движением.

кадр из фильма
кадр из фильма

На кадре из колоризированного фильма видно наряд лучше. Современным зрителям этот черный юмор не понятен. А вот на момент выхода фильма люди это помнили.

кадр из фильма
кадр из фильма

этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут