Найти в Дзене

Обязательная сертификация косметической продукции в России

Какой косметикой пользуетесь вы?!
Если начать разговор с человеком с такого вопроса, то может не хватить и полных суток для его обсуждения. Косметика в России – тема благодатная, ее выбор огромен, но качество не всегда достойно уважения. По какому принципу потребитель выбирает продукцию? Для чего нужна ее сертификация? Насколько она может гарантировать безопасность? Ответы на эти и другие вопросы
Оглавление

Какой косметикой пользуетесь вы?!

Если начать разговор с человеком с такого вопроса, то может не хватить и полных суток для его обсуждения. Косметика в России – тема благодатная, ее выбор огромен, но качество не всегда достойно уважения. По какому принципу потребитель выбирает продукцию? Для чего нужна ее сертификация? Насколько она может гарантировать безопасность? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.

Выбор косметики в России - огромен. Источник изображения - «Яндекс Картинки»
Выбор косметики в России - огромен. Источник изображения - «Яндекс Картинки»

Понятие «косметика»

Базовый технический регламент Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) формулирует определение этой продукции, а также перечисляет и требования к ее реализации и на территории Евразийского экономического союза. Вкратце, по данному регламенту к парфюмерно-косметической продукции мы вправе отнести средства и препараты, предназначенные для нанесения на человеческое тело и отдельные его части, чтобы очистить их, изменить внешний вид, придать им дополнительный аромат и сохранить на долгие годы в отличном виде. Однако, все, что предназначено для внутреннего потребления, манипуляции со средствами с повреждением кожных покровов, в том числе средства для проведения татуажа, уколы, импланты, ингаляции и т.п. в этот список не включаются.

Нормативная база для торговли косметикой

Для открытия магазина по продаже косметики специальную лицензию на торговлю получать не нужно. Однако, изучить нормативные документы регулирующие реализацию косметики в РФ стоит досконально. Основополагающим документом здесь выступает уже упомянутый выше регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Еще одна настольная книга любой торгующей организации - Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-I «О защите прав потребителей» регламентирует отношения между покупателями и продавцами. Стоит обратить внимание также и на требования, обозначенные в «Правилах продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.

Краеугольным камнем является вопрос сертификации. Источник изображения - «Яндекс Картинки»
Краеугольным камнем является вопрос сертификации. Источник изображения - «Яндекс Картинки»

Если вы не уверены в том, стоит ли проходить сертификацию или нет, то консультанты ЦС Гарант помогут вам развеять все сомнения. Если коротко, то в 2010 году обязательная сертификация косметики была отменена, и на ее место пришла добровольная регистрация по техрегламенту ТР ТС 009/2011. Но подобная регистрация действует только в отношении косметики, изготовленной на территории РФ и в странах, из списка ЕАЭС Таможенного Союза.

Если в ваши планы входит торговля ввозной косметикой, то речь идет уже об обязательном наличии декларации соответствия, которая будет являться гарантом качества продукции и разрешительной базой для ее дальнейшей реализации на территории РФ. Однако, чтобы не попасть под внушительные штрафные санкции, продавец должен обезопасить себя правильной подборкой документации. Ошибочно считать, что достаточно иметь на руках ксерокопии сопроводительных документов к товару. Тут кроются частые подводные камни. Товарно-сопроводительные документы должны содержать данные по каждому наименованию продукции, их срок действия, информацию о составе, применении и пр.

Декларирование косметики по требованиям ТР ТС

Техрегламент ТР ТС 009/2011 дает полную информацию по требованиям к декларированию косметики, однако, чтобы избежать временных потерь на подготовку документов, логичнее будет воспользоваться помощью специалиста сертифицированного центра Гарант.

В этом случае вам необходимо:

- Подготовить образцы косметики и ее данные, необходимые для процедуры декларирования;

- Получить документ, который позволит продавать косметику на территории таможенного союза.

Порядок оформления декларации на косметические средства

Первым делом необходимо определить, что за продукт вы планируете реализовывать. Требуется его идентификация по месту нанесения, назначению и способу применения. И уже в зависимости от индекса схемы, по которой будет проводиться декларирование, будет зависеть список документов и объем необходимых работ для успешного результата. Если подготовленные документы прошли проверку, данные лабораторных экспертиз также соответствуют техрегламенту, то будет принято решение о выдаче вам декларации соответствия.

Если вы получаете декларацию на серийную продукцию, то срок действия декларации будет ограничен 5 годами. Если же речь идет о единичной партии товара, то декларация будет считаться бессрочной, т.к. любой товар привязан к своему сроку годности.

Кроме декларирования некоторая продукция подлежит обязательной государственной регистрации. Как правило, речь идет о детской косметике и продукции с использованием нанотехнологий и наноматериалов. Подробный перечень продукции, был утвержден Решением Коллегии ЕЭК №12 от 31 января 2013 года с дополнениями от 2013 и 2014 годов.

Консультанты Гарант готовы помочь сертифицировать вашу продукцию либо оформить декларацию соответствия на нее. Источник изображения - «Яндекс Картинки»
Консультанты Гарант готовы помочь сертифицировать вашу продукцию либо оформить декларацию соответствия на нее. Источник изображения - «Яндекс Картинки»

Маркировка и как ее читать

Зачем нужна маркировка? Да это самый информативный способ для покупателя узнать о продукции. Именно благодаря маркировке нам становится доступной информация, например, о составе крема. Давайте попробуем на нее взглянуть глазами потребителя. Первое что бросается в глаза – все составы написаны на английском языке и, понять, что же производитель хотел сказать достаточно сложно. На самом деле, в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INСI) составы всегда обозначаются на латинском языке. Разобраться с ними не составит труда, если знать что приоритетно размещается вверху и внизу списка. Все ингредиенты выстраиваются в зависимости от доли их присутствия в креме. Так ингредиент, чье содержание в креме присутствует в максимальном объеме, будет стоять в начале перечня и далее по убыванию. Ингредиенты, содержание которых, составляет менее 1%, могут быть расположены в составе в произвольном порядке, их место не регламентировано. Так маркируют продукцию все основные косметические компании.

Пример маркировки косметики. Источник изображения - «Яндекс Картинки»
Пример маркировки косметики. Источник изображения - «Яндекс Картинки»

В креме, как правило, в начале списка мы видим странные названия, задача которых, сформировать необходимую консистенцию крема. Ближе к середине перечня будут обозначены натуральные масла, питающие кожу. Далее уже привычные экстракты, витамины, пептиды. Это рабочие инструменты для маркетинга. То, что мы чаще всего слышим с экранов ТВ: увлажняет, корректирует морщины, убирает отеки и пр. Далее включается наше обоняние, речь идет о парфюмерной отдушке, что притягивает или отталкивает нас от крема. Замыкают список ингредиентов обычно консерванты и аллергены. Процент их содержания подлежит законодательному регулированию и не может быть высоким.

Несмотря на то, что обязательная сертификация косметики была преобразована в декларирование, ее присутствие в нашей жизни бесспорно необходимо. Если вы хотите сертифицировать свою продукцию либо оформить декларацию соответствия на нее, консультанты Гарант готовы ответить на ваши вопросы.