Мари-Анри Бейль, считающийся одним из апологетов психологической литературы, издал свой роман "Красное и черное" в 1830-м году во Франции. Роман подвергся серьёзной критике со стороны церкви и был запрещён в Российской империи Николаем I в 1850-м году. Различные исследователи спорят о семантике этого названия по сей день, но более или менее внятной теории на этот счёт так и не появилось.
Главным действующим героем произведения является молодой (19-20лет) человек- Жюльен Сорель. Он желает выбиться в люди, построив себе карьеру священника, однако сам в Бога не верит.
Считает, что в прошлые (наполеоновские) времена легко поднялся бы по военной иерархии, но теперь приходиться льстить и лицемерить, чтобы обрести положение в обществе. Вообще вся его жизнь соткана из противоречий (не этот ли контраст имел ввиду автор в названии?). Путём нехитрых психологических приёмов Жюльен добивается любви от наивной жены мэра небольшого французского городка (Луизы де Реналь). Кажется, Луиза его искренне любит, но слухи об измене заставляют повесу покинуть город. Далее Сорель оказывается в Париже, где вновь успешно применяет свои навыки соблазнения теперь уже на скучающей дочери маркиза Де Ла-Моль. Добившись успеха и (о ужас!) влюбившись, Жюльен понимает, что маркиза презирает его за использование приёмов обольщения женщин с целью влияния. В развитие их отношений вклинивается оскорблённая Луиза де Реналь, которая чуть не поплатилась жизнью, написав письмо о похождениях Жюльена...
Суд, подкупы, коррупция, заключение, присяжные, гильотина
- читателю предстоит перебраться через все эти эпизоды, чтобы увидеть весь характер Сореля: человека храброго, но вспыльчивого, хитрого, но глуповатого, тщеславного и гордого, впереди ума которого всегда бегут чувства. Невольно приходится заметить ещё один контраст: сравнение этого сына плотника с другим сыном плотника (из Назарета), у которого впереди тоже чувство- чувство Любви. В этом же романе Любви, как таковой, мне найти не удалось (если не считать плотских утех).
Без сомнения, Стендалю (а это псевдоним автора)
удалось нащупать тип какого-то нового героя, описать начавшиеся серьёзные изменения в умах французского общества тех времён. Кстати, нашему гениальному Пушкину тоже ведь удался очень похожий образ (Онегин).
Роман можно разделить на две неравных части, без чтения первых двух третей, кажется, вполне можно было бы обойтись, а вот концовка автору вполне удалась.
Следующий роман Стендаля, оставшийся незаконченным в рукописи имел название "Красное и белое", кажется, более приятное отечественному человеку. Приятного чтения.