Аристократическая семья Борятинских. Идеальная и благополучная. Семейные отношения между супругами - образец точно выверенной середины, ровной нежности и импульсивной страсти.
С первых страниц разговоры о книгах. Надежда Александровна зачитывается, окружает свой сказочный мир чужими историями, судьбами. Только что вышел в свет роман Толстого "Война и мир". Сразу же параллель: " Все счастливые семьи ....".
У Степновой вообще много аллюзий к классикам.
И сад. Такой же образцовый, пыщуший спелым, сочным соком, великолепием и обилием урожая.
Вы тоже ждёте? Ждёте чего-то необъяснимо и плохого, того, что разрушит эту сказку?
А случилась совершенная нелепость. Беременность княгини. Третий ребенок после 40 лет. (Кстати, сама Степнова впервые стала мамой в 45 лет).
Совершенно немыслимо для тех времён. Помните: "К нам вошёл седой старик, лет тридцати пяти"? Стыд, позор. Никаких выездов и приёмов, ничего.
Ребенок, слабая Туся, названная в честь Наташи Ростовой, изменила все в привычном мире Борятинских.
Странная девочка, решившая когда родится, когда заговорить, кого взять в мужья. Не явившая миру не одного признака княжны, маленький, не обаятельный скоморох, распевающий похабные частушки и танцующий перед конюхами. В обществе, где эталоном чтут Китти Щербацкую и Элен Курагину....
Автор завораживает, затягивает своим слогом. Множество метафор и олицетворений. Времена мне казалось, что я теряю сюжет, уходя в упоительную стилистику Степновой.
Хотя сюжет у автора сложный, реальный и актуальный для своего времени. Невозможность женского образования, омерзительные подробности крестьянских родов, ненужные младенцы. Гнусные секреты у ставших такими близкими читателю, героев.
А сада больше нет. Его приказала вырубить Туся, нет, уже не Туся, а Наталья Владимировна. Пришло время других людей. Саша Ульянов уже начал водворять в жизнь свои революционные идеи.
Конец произведения совершенно "чеховский". И оттого, ещё более родной и знакомый.