Светильники с ультрафиолетовым излучением имеют привычное применение: дезинфицирующее – уничтожение микробов и бактерий, получение искусственного загара, стимуляция роста растений.
Понятно, что ни одна из этих функций УФ не востребована пилотами в кабине самолета. Для уничтожения бактерий в авиации всегда хватало спирта, загорают летчики на земле, а уж рассаду на борту точно не выращивают.
Назначение светильников ультрафиолетового облучения освещать приборную панель. При этом сам свет не слепит глаза, не создает помехи для наблюдения за обстановкой вне кабины самолета. Для военных самолетов такой свет не демаскирует летательный аппарат. Ультрафиолетовое облучение невидимое глазу заставляет светиться шкалы приборов, линии положения переключателей, головки выключателей, надписи в темноте, делая их видимыми.
Где-то с начала тридцатых годов прошлого века, когда ночные полеты в авиации стали нормой, для надписей и нанесения шкал приборов стали использовать светомассы самофлюоресцентного действия. В их состав входили соли Радия 226. Опасность радиационного излучения в то время не учитывалась.
Зато такие шкалы светились постоянно желто-зеленым светом. Если у кого-то еще хранится ретро-прибор, надписи на котором способны светиться всю ночь, то от него лучше избавиться. Он создает небезопасный радиационный фон.
Когда пришло понимание смертельной опасности для пилотов и рисовальщиц на заводах таких светомасс, то стали использовать светомассы на основе белого фосфора. Их свечение является временным в течение 10-15 секунд после облучения видимым или ультрафиолетовым светом. На летательных аппаратах начали устанавливать светильники ультрафиолетового облучения (УФО).
Освещение устанавливается направленным на приборную панель. Его поток можно регулировать, как изменением питания ртутной лампы, так и задвигающимися шторками на головке светильника. Они могут устанавливаться на регулируемом кронштейне. В некоторых летательных аппаратах, где недостаточно места (например, истребители) светильники устанавливают сзади головы пилота.
В современных самолетах приборы просто изображены на экранах ЖКИ в привычном круглом формате. Видимость обеспечивается за счет подсветки экрана. Однако актуальность применения светильников УФО сохраняется.