27 апреля 1906 года в Петербурге состоялось торжественное открытие первой Государственной думы. Это событие стало результатом наивысшего достижения революции 1905-1907 годов – дарования манифеста 17 октября 1905 года, который ограничил самодержавную монархию в России. В Казани начало работы первого русского парламента было встречено с огромным энтузиазмом, пускали ракеты, устраивалась иллюминация. Современники сравнивали созыв Думы с отменой крепостной права 19 февраля 1861 года. Люди верили, что настала эра свободы. Тем более, что в Таврическом дворце, где проходили заседания Думы, присутствовало 10 депутатов от Казанской губернии.
Еще до объявления об учреждении парламента казанцы активно участвовали в составлении проектов будущей Думы, которые высылались правительству. Будущие депутаты А. Н. Боратынский, А. В. Васильев, В. В. Марковников излагали свои взгляды на систему выборов и устройство парламента, подчас сильно различавшиеся. Выборы были многоступенчатыми и значительная часть населения не участвовали в них (в том числе женщины, учащиеся и военнослужащие), но казанцы живо участвовали в избирательной компании, спорили о кандидатах и охотно шли голосовать. Особенный подъем политической активности у жителей губернии вызвали первые выборы. Избиратели искали кандидатов, о выборе которых потом не придется жалеть: «На хорошем никто не мирился – надо было дать лучшего из лучших».
Всего за 4 созыва Госдумы в её состав входили 39 представителей губернии. Среди них большинство составляло русские, но было также 7 татар, двое чувашей и один поляк. А по сословному признаку наибольший процент представителей составляли дворяне и крестьяне – 16 и 15 человек соответственно.
Большинство казанских депутатов являлись яркими личностями, хорошо зарекомендовавшими себя в различных сферах деятельности. Можно выделить С. Максуди, Г. Еникеева, С. - Г. Алкина, образованных и самоотверженных татар, защищавших в российском парламенте права мусульман. Много было профессоров Казанского университета – А. В. Васильев, Г. Ф. Шершеневич, И. В. Годнев. Присутствовали и земские деятели А. Н. Боратынский и В. В. Марковников. Крестьянство и пролетариат защищал П. А. Ершов.
По закону народные представители не были обязаны отчитываться перед избирателями, но многие из них старались выполнить наказы своих земляков. К сожалению, большинство законодательных инициатив казанцев блокировалось думским проправительственным большинством, которые не желали предоставлять национальным и религиозным меньшинствам права и свободы. Право роспуска думы активно использовалось императором, и из всех созывов полный срок отработала лишь Третья Государственная дума. Общество, так горячо откликнувшееся на в 1906 году на начало работы парламента, уже через несколько лет разочаровалось в новом законодательном органе. На выборы в 4-ю Думу жители Казанской губернии шли с неохотой, да и сами кандидаты уже не проявляли большой активности. Тем не менее, депутаты получили колоссальный опыт, который использовали в дальнейшей деятельности, оживилась политическая жизнь в губернии.