Найти в Дзене
ФГИК "Размах"

Демонтаж: история рынка от Леонардо да Винчи до наших дней

История любой отрасли экономики связана с сопровождающей ее эволюцией техники и технологий. Но, наверное, ни в одной отрасли прогресс не связан с ними так, как в демонтаже. Все сложные проекты — это эволюция человеческой мысли, методов и подходов. Но их воплощение возможно только с соответствующим оборудованием. В этой статье мы расскажем историю рынку через историю оборудования.

Исторически первым методом демонтажа был ручной. Люди работали с кирками, кувалдами и домкратами — тем оборудованием, которое сегодня заменяют современные машины. Позже стали появляться первые подъемные краны. Стоит ли говорить, что в те времена отрасль демонтажа имела очень плохой имидж — она связывалась с отсутствием безопасности и контроля, шумом, пылью, вибрациями. Однако необходимость демонтажных работ была насущной во все времена, что привело к созданию новых, специализированных машин для проведения работ. Эволюция техники вдохновлялась двумя целями: сделать процесс более безопасным и более качественным.

По словам археологов, экскаваторы могли использоваться еще в Древнем Египте при строительстве каналов и углублении русел рек, но, по официальной версии, впервые над идеей создания землеройных машин задумался Леонардо да Винчи. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный да Винчи в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Еще некоторое время в Италии активно развивалось экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение развивали во Франции и Америке. Первым экскаватором с длинной стрелой стал Marion5760 Mountaineer с емкостью ковша 45,6 м3 и длиной стрелы 45,4 м (полная высота — 46 м), использованный в угольных шахтах США в 1956 году.

Но эти машины изначально работали только в строительной отрасли. Демонтаж же долгое время осуществлялся с помощью одного единственного устройства — шарового рыхлителя (шар-бабы). Да-да, все мы помним прекрасный советский мультик «Ну, погоди!» и выпуск, в котором на строительной площадке небольшой желтый экскаватор, размахивая таким устройством во все стороны (что, конечно, является нарушением всех возможных правил техники безопасности), крушит домики вокруг себя. В России шар-баба долгое время была основным средством производства демонтажных работ. Отход от использования шар-бабы для осуществления демонтажных работ произошел одновременно с формированием рынка демонтажа как такового. Ранее в журнале мы писали, что до появления специализированных подрядчиков демонтажными работами могла заниматься любая компания, предоставляющая услуги по генеральному подряду.

Появление первых профессиональных компаний связано с появлением первой техники и коренным изменением методики производства работ. Вот здесь мы рассказываем о проекте демонтажа эллинга Путиловской верфи, который в техническом плане поднял отрасль на качественно новый уровень.

Период конца 90-х — начала 2000-х годов был переломным и для строительной отрасли РФ. В наследство от СССР развивающейся экономике остались гектары заброшенных промышленных территорий, которые выступали в роли «белого слона», не принося денег ни бизнесу, ни в бюджет (прим.: в Индии, желая разорить подданного, раджа дарил ему белого слона, необходимость кормить, мыть и украшать которого неизменно приводила к нищете).

В тот период наша компания одной из первых в данном секторе рынка поняла связь между техническим развитием и развитием отрасли как таковой. В начале XXI века она приобрела и впервые в России применила гидравлические ножницы — Verachtert VHC 40 от Caterpillar и первый экскаватор-разрушитель Komatsu Demolition PC-450 LC6-K с вылетом стрелы 24 м. Чтобы научиться управлять такой техникой, специалистам компании пришлось проходить теоретические и практические курсы, мастер-классы у производителей.

Итак, в XXI век российская отрасль демонтажа вошла с новой техникой — первым навесным оборудованием и машинами, предназначенной для демонтажных работ. Эта техника улучшила качество производственного процесса, сделала его более точным и контролируемым. В 2003 году специалистами нашей компании было также впервые применено оборудование для рециклинга строительных отходов — дробильный комплекс Metso Minerals Norberg LT-105.

Сегодня крупнейшие мировые демонтажные компании, используя технологии рециклинга, постоянно повышают процент переработанных отходов, стремясь довести эту цифру до 100%. Мировым лидером по переработке отходов считается голландская фирма Bellen. В России же развитие рынка рециклинга - хоть и становится все более и более актуальным вопросом с каждым годом - пока, увы, вопрос далекого будущего.

В 2008 году российские демонтажники научились снижать динамические нагрузки на конструкции с помощью гидравлических фрез для экскаваторов Erkat 1500-B. Благодаря подобному оборудованию, а также применяемому с 2004 года демонтажному роботу Brokk, специалисты смогли работать там, где существует опасность неконтролируемого обрушения зданий и сооружений. Фактически такое оборудование позволило безопасно работать в зоне плотной жилой застройки. Последним шагом на этом пути стало использование в 2009 году системы пылеподавления, которая снижает загрязнение воздуха, подавляя строительную пыль создаваемой системой газообразной водяной завесой.

-2

ЛОВУШКА XXI ВЕКА

Одним из величайших мифов, на котором строилась экономика конца XX столетия, был миф экспоненциального роста. Применимо к нашей сегодняшней теме мы можем сказать, что идея развития отрасли через технический прогресс рано или поздно должна была привести к регрессу. Каждая новая технология меняла отрасль, но за ней следовала неудержимая тенденция среди основных игроков к закупкам техники все в большем и большем масштабе.

На определенном этапе должна была сформироваться «экономика знания», когда конкурируют между собой не то или иное количество единиц техники, а интеллектуальные и творческие подходы, стратегии работы с проектом от начала до конца, — именно в этот момент демонтажная отрасль должна была превратиться в отрасль редевелопмента территорий, основой которой является инжиниринг.

Идея роста парка техники по экспоненте рано или поздно должна была привести в тупик. Что и говорить, стоимость техники для демонтажных работ измеряется миллионами рублей, и компания, которая постоянно закупает все новые единицы техники, оказывается в ловушке кредиторов и лизинговых схем. Схема, подарившая российской экономике новую отрасль, способную к качественной и безопасной реализации сложных и масштабных проектов редевелоп мента территорий, перестала себя оправдывать. И на ее место пришли интеллектуальные технологии, позволяющие сохранять проектный опыт, создавать и анализировать 3D-модели объектов и формировать эффективные схемы риск-менеджмента.

Точнее должны были прийти. Но этот - финальный - этап формирования рынка до сих пор оттягивается из-за большого количества непрофессиональных подрядчиков, которых кормит желание заказчика сэкономить. Однако большое количество несчастных случаев и неконтролируемых обрушений, которые мы наблюдаем в последние годы, кроме явного негативного эффекта может оказать и положительный - в течение 5-7 лет доведя рынок до того интеллектуального потенциала, который он должен был получить еще много лет назад.