Быть собой — это значит вести себя естественно, без напряжения, быть в состоянии внутренней гармонии и спокойствия, действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями.
Воспитывать это умение нужно с детства, и хотя мы уже очень далеко продвинулись в деле воспитания детей — не заставляем их заниматься ненавистными танцами и не ведем силой в музыкальную школу — порой мы все же подавляем их истинные порывы, сами не замечая того.
За пределы зоны комфорта
Многие установки мы тащим с собой из собственного пост-советского детства. «Как бы чего не вышло», «надень шапку — заболеешь», «люди смотрят» и тд. И хотя мы тысячу раз бунтовали против них, будучи детьми — они внезапно вырываются и из наших уст.
Бороться с этими разрушительными установками можно, только осознанно отслеживая их и подвергая беспощадному логическому анализу. Выходя из «зоны комфорта», отходя от привычных схем — мы постепенно увидим, что ничего страшного на самом деле не происходит. Дать ребенку свободу в выборе, дать ему ощущение, что он может сам принимать решения и нести за них ответственность — одна из лучших вещей, которые мы можем сделать для его гармоничного развития.
Практический эксперимент: уикенд свободы
Юлия, 30 лет, мама Георгия (3 года) и Тимофея (6 лет)
Когда мне предложили поучаствовать в эксперименте, я некоторое время колебалась. Я люблю, чтобы все было под контролем, поэтому идея дать детям полную свободу на одни выходные казалась весьма опасной — но потом я решила: это ведь всего одни выходные! И вот что из этого получилось.
Маленькие дети и аккуратность — понятия несовместимые, но если за творческим процессом пристально следит взрослый, порчи имущества и повода для уборки можно избежать. Так мы всегда и делали —контролировали кисточку и количество краски. Но не в этот раз.
Оказалось, что все не так страшно. Футболка была сразу постирана, лицо отмыто, стол без труда оттерт, а ребенок был безмерно счастлив. Ведь ему удалось самостоятельно, без каких-либо ограничений исследовать материал и сочетания цветов. Практикуйте подобные творческие эксперименты и не бойтесь — ведь ничего ужасного не произойдет, а ребенок сможет в полной мере проявить себя.
Советы от психолога
Александра Шеттлер - психолог, гештальт-терапевт
Чем больше мы даем ребенку самостоятельности, тем больше формируем ответственность.
Наделяя ребенка ответственностью, мы формируем у него уверенность в себе.
Поддерживая в ребенке уверенность в себе, мы формируем самостоятельность. Потому что уверенный в себе человек способен на самостоятельные действия и принятия решений, без постоянной опоры на мнение кого-то другого, в данном случае родителей. Но между свободой и вседозволенностью есть граница. И проходит она там, где родитель включен или не в то, что происходит с ребенком. Даже наделяя ребенка свободой и ответственностью, мы, родители, должны помнить, что он ещё не взрослый, важно быть готовыми помочь, подхватить, подсказать, если это потребуется.
Почитать еще:
Волшебное слово (Отрывок из сказки "Девочка и Кхе-Кхе")